Cтраница 1
Валиди Тоган ( первый справа) среди группы ученых. [1]
Валиди к необыкновенным открытиям в Мешхеде: он обнаружил рукописи путешественников Ибн аль Факи-ха и Ибн Фадлана, книги, которые считались безнадежно утерянными. Одни эти открытия были бы достаточны для того, чтобы его имя в науке стало бессмертным. [2]
Валиди Тоган был назначен профессором тюркской истории литературного факультета Стамбульского университета, и в день начала второй мировой войны он выехал из Германии в Турцию. Валиди погружается в науку, работает над несколькими произведениями, в частности, над статьями для Энциклопедии ислама, первые тома которой уже начали выходить. Три с половиной десятка статей ученого, помещенных в Энциклопедии ислама, могут составить один большой том. Янеки пишет особо: История тюрков от древнейших времен до современности ( его труд о Туркестане в этом плане занимает особое место), а также этнографические и общие сведения о тюркских народах, наконец, труды об исторической географии стран, принадлежащих тюркскому жизненному пространству, в том числе Азербайджану - вот области, где За-ки Валиди Тоган имеет перед наукой величайшие заслуги. [3]
Валиди до конца своей жизни не был вхож в главные исторические научные учреждения Турции. [4]
Валиди продолжалось около года, в конце концов они были освобожены из под стражи, но полной реабилитации не получили. Инан, лишенный звания и должности, был вынужден преподавать в обыкновенной школе вплоть до 1955 г. Несмотря на трудное материальное положение и моральное состояние, Инан продолжал свои научные изыскания и публикации в журналах и сборниках. [5]
Валиди известно, что Таган родился в состоятельной семье, учился в медресе родной деревни, окончил русскую школу и учительскую семинарию, а затем работал учителем в школе. [6]
С 1908 г. Валиди продолжает свою учебу в медресе Каси-мия в Казани, мечтает поступить в университет, начинает самостоятельно готовиться к экзаменам по гимназическому курсу. Целый ряд видных татарских ученых и писателей заметили способного и целеустремленного молодого человека, сумевшего в башкирской глубинке овладеть языками и не только хорошо ориентирующегося в восточных средневековых источниках, но и знакомого с русской востоковедческой литературой. В судьбе Валидова приняли участие и оказали на него благотворное влияние Риза Фахретдинов, Дэрдмэнд, Муса Ярулла Бигиев, Галимжан Ибрагимов и многие другие. [7]
Путь становления Заки Валиди Тога на от медресе отца и дяди до ученого исламоведа, от молодого учителя мусульманских школ до всемирно известного ученого дает возможность ясно выделить этапы его развития. В первые годы учительства в Казани главную задачу он видит в том, чтобы своими сочинениями по истории, этнографии и литературе познакомить тюркских сородичей с их собственной историей, довести до их сознания, а также до сознания западных тюркологов, мысли и труды их собственных ученых. В 1914 г., открыв в Туркестане ценнейгние рукописи ( его первая великая заслуга во всеобщей ориенталистике), он привлекает к себе внимание русской, а затем и мировой науки. Ситдики) и западных стран ( Е. Г. Браун, сэр Дэнисон Росс, сэр Орэл Штейн, В. Грегори) - доказательства того, что Заки Валиди Тоган в глазах ученых самых разных стран, с которыми свела его судьба, предстает как личность, значевше которой не ограничивается рамками религиозного или национального сообщества. [8]
Николая поставить тептяря Заки Валиди, назвав все это башкирской автономней. И это в то время, когда пролетариат всего мира, не щадя жизни, воюет с капиталистами за избавление от капиталистического рабства, за создание светлой, радостной жизни в будущем для своих детей. [9]
Легализация имени и трудов историка Ахметзаки Валиди Тогана впервые произошла в Башкортостане в 1990 г., когда его столетие было широко отмечено проведением в Уфе международной научной конференции. [10]
После XXII всемирного конгресса востоковед Заки Валиди Тоган значительную часть своего времени посвящал работе научных конференций во всех частях света, его часто приглашали для чтения лекций в самые известные униве ] эситеты. [11]
Детство и юность будущего историка Заки Валиди прошли в небольшой деревне Кузяново Ишимбайского района. [12]
Разразившаяся мировая война отражается и на судьбе Валиди. От призыва в армию его избавляет то, что он в Казани сдал экзамены по программе учительских курсов и получил квалификацию учителя русского языка для инородческих школ. [13]
Инан прибыли в Стамбул в мае 1925 г. Валиди интенсивно продолжает свою научную деятельность. [14]
Абдулкадыр знакомится со своим будущим другом и единомышленником, известным уже к тому времени историком Ахметзаки Валиди. По его совету в том же году он выезжает на Алтай, а также в казахские степи и узбекские кишлаки для сбора этнографических, фольклорных материалов. В эту поездку Инан записывает один из вариантов знаменитого киргизского эпоса Манас, собирает интересные сведения о шаманизме у алтайцев, о древних обычаях тюркоЕ; и начинает свои первые научные исследования. В будущем именно это направление стало его основным научным занятием. [15]