Cтраница 2
Валиди рукопись Ибн Фадлана, обнаруженная им в Мешхеде, легко открывала перед ним двери крупных ученых. [16]
Валиди Тоган и Садри Максуди, и не наносила вреда ни одному народу России. [17]
Валиди Тоган был назначен профессором тюркской истории литературного факультета Стамбульского университета, и в день начала второй мировой войны он выехал из Германии в Турцию. Валиди погружается в науку, работает над несколькими произведениями, в частности, над статьями для Энциклопедии ислама, первые тома которой уже начали выходить. Три с половиной десятка статей ученого, помещенных в Энциклопедии ислама, могут составить один большой том. Янеки пишет особо: История тюрков от древнейших времен до современности ( его труд о Туркестане в этом плане занимает особое место), а также этнографические и общие сведения о тюркских народах, наконец, труды об исторической географии стран, принадлежащих тюркскому жизненному пространству, в том числе Азербайджану - вот области, где За-ки Валиди Тоган имеет перед наукой величайшие заслуги. [18]
Благоприятный период в творческой жизни ученого начинается лишь в 1948 г. с получением позволения преподавать в Стамбульском университете. Валиди Тоган был наделен в избытке. [19]
В апреле 1918 г. члены Башкирского правительстве. К началу июня Заки Валиди и другие руководители башкирского движения прибыли в г. Челябинск, где подняли антисоветское выступление бело-чехи. [20]
Говоря о научной мысли Башкортостана раннего периода, нельзя не упомянуть Мухаметсалима Уметбаева - историка и этнографа, языковеда и географа, поэта и просветителя. Особое место в создании государственности в Башкортостане, росте национального самосознания башкирского народа принадлежит выдающемуся ученому-историку и лингвисту, общественному деятелю Ахметзаки Валиди. Десятилетия забвения его имени и трудов не смогли умалить великих достоинств этого человека, и сейчас в Башкортостане Ахметзаки Валиди пользуется почти такой же популярностью, как А. С. Пушкин в России и Дж. [21]
В переломные моменты история выдвигает из среды народа лучших его сыновей, чтобы решать задачи гигантского масштаба, сплотить и объединить людей во имя достижения великих целей. Таким выдающимся лидером башкирского народа, внесшим громадный вклад в строительство самостоятельного свободного Башкортостана, был Ахметзаки Ва-лиди Туган. Валиди и его соратников в марте 1919 г. Соглашения Центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии является важнейшим после добровольного присоединения башкир к России историческим актом. [22]
Валиди, древнетюркская этническая общность первоначально сформировалась на территории Средней Азии. Такую постановку вопроса подтверждают свидетельства древнекитайских источников. [23]
Инан прибыли в Стамбул в мае 1925 г. Валиди интенсивно продолжает свою научную деятельность. Он читал лекции в Тюркологическом институте, а Валиди сопровождал его и был при нем переводчиком. Возможно, под влиянием Бартольда он был приглашен на литературный факультет Стамбульского университета в качестве преподавателя тюркской истории. [24]
Говоря о научной мысли Башкортостана раннего периода, нельзя не упомянуть Мухаметсалима Уметбаева - историка и этнографа, языковеда и географа, поэта и просветителя. Особое место в создании государственности в Башкортостане, росте национального самосознания башкирского народа принадлежит выдающемуся ученому-историку и лингвисту, общественному деятелю Ахметзаки Валиди. Десятилетия забвения его имени и трудов не смогли умалить великих достоинств этого человека, и сейчас в Башкортостане Ахметзаки Валиди пользуется почти такой же популярностью, как А. С. Пушкин в России и Дж. [25]
Что касается башкирского и казахского народов, почти сплошь крестьянских, то их интересы существенно отличались от интересов татарской буржуазии и крестьянства. Более того, в условиях Башкирии исторически сложившиеся земельные отношения противопоставили интересы башкира-вотчинника, достаточно хорошо обеспеченного землей несмотря на многолетние грабежи, татарину-припущеннику и русскому крестьянину, которые были менее обеспечены землей, чем башкиры ( но несравненно лучше, чем крестьяне в Тамбовской или Казанской губернии), и хотели бы ее уравнительного перераспределения. Еще более отчужденными были отношения между быстро богатеющей татарской буржуазией и стремительно беднеющим башкирским крестьянством. Валиди, защищавший идею федерализма, имея в виду судьбу всей Средней Азии, Казахстана, Восточного Башкортостана с преимущественно тюркским населением, вначале сам того не ожидая, стал кумиром башкирской интеллигенции, а вскоре и народа. Как историк он оказался весьма чутким к глубинным чаяниям народа и нетал во главе движения с идеями, глубоко отражавшими наиболее важные исторические тенденции в империалистической России, остался до конца верен этим идеям и в Башкортостане, и в Средней Алии, Время продолжает доказывать его правоту. [26]
Валиди на Историческом конгрессе был уличен в фальсификации первоисточников, подверглась сомнению не только его научная компетенция, но и нравственность. [27]
В апреле 1918 г. члены Башкирского правительстве. К началу июня Заки Валиди и другие руководители башкирского движения прибыли в г. Челябинск, где подняли антисоветское выступление бело-чехи. Валиди и его друзья поддержали белочехов, сформировали башкирский белый корпус, и он сражался на стороне Колчака и Дутова против Советской власти. [28]
Kultur Bakanligi Jayanlari, 1989; Ахметзаки Валиди Тоган ( ученый, политик, личность) / / Судьба и наследие башкирских ученых-эмигрантов. [29]
Валиди Тоган был назначен профессором тюркской истории литературного факультета Стамбульского университета, и в день начала второй мировой войны он выехал из Германии в Турцию. Валиди погружается в науку, работает над несколькими произведениями, в частности, над статьями для Энциклопедии ислама, первые тома которой уже начали выходить. Три с половиной десятка статей ученого, помещенных в Энциклопедии ислама, могут составить один большой том. Янеки пишет особо: История тюрков от древнейших времен до современности ( его труд о Туркестане в этом плане занимает особое место), а также этнографические и общие сведения о тюркских народах, наконец, труды об исторической географии стран, принадлежащих тюркскому жизненному пространству, в том числе Азербайджану - вот области, где За-ки Валиди Тоган имеет перед наукой величайшие заслуги. [30]