Принцип - историзм - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Когда ты по уши в дерьме, закрой рот и не вякай. Законы Мерфи (еще...)

Принцип - историзм

Cтраница 1


Принцип историзма и диалектического развития логически и исторически связывает этапы и последовательность формирования фактов и явлений, теоретических положений в определенную закономерную научную систему. Этот принцип анализирует связь прошлого, настоящего и предвидимого будущего.  [1]

Принцип историзма в полной мере должен быть распространен и на наш подход к культуре.  [2]

Принцип историзма, как и другие философско-методологические принципы, является мировоззренческим в том смысле, что имеет теоретическое основание; им служит теория развития.  [3]

Принцип историзма позволяет, например, не только вскрыть начальный период существования государства, но и вместе с тем установить главную сторону его сущности. Эта сущность обнаруживается не сразу, она скрыта за множеством других его сторон; при внешнем подходе кажется, будто государство всецело надклассово, общенародно, будто оно исполняет только функции по регулированию, координации и управлению социальной жизнью. Но принцип историзма помогает глубже разобраться в явлении; основное назначение государства - быть орудием в руках господствующей социальной группы. Все последующее развитие государства с момента возникновения демонстрирует эту его главную сущность.  [4]

Принцип историзма также создает условия для проблемного обучения. Например, поиск путем систематизации химических элементов, приведший в конечном счете Д. И. Менделеева к открытию периодического закона. Многочисленные проблемы, связанные с объяснением взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ на основе электронного строения, также являются отражением вопросов, возникавших в истории развития органической химии.  [5]

Принцип историзма и конкретно-исторический подход позволяют анализировать материальные системы и процессы как со стороны внутренней, так и со стороны внешней, со стороны связи данной материальной системы с другими. Отличие принципа историзма от конкретно-исторического подхода заключается еще и в-том, что принцип историзма есть, в значительной мере, логический метод познания, в то время как конкретно-исторический подход позволяет рассматривать материальную систему во всей полноте ее индивидуальности. Это объясняется тем, что восстановить историю уже ставшей материальной системы можно только логическим путем. В этом отношении примечателен анализ истории возникоЕуения капитализма, данный К - Марксом.  [6]

Принцип историзма предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.  [7]

Принцип историзма является одним из наиболее значимых для любой исторической дисциплины, в том числе и для истории России. Любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин ( политических, идеологических) это явление возникло, каким оно было вначале, как оценивалось тогда, как затем развивалось в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как заменялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, каким оно стало сейчас, что можно сказать о перспективах его развития. Принцип историзма требует, чтобы любой человек, кто изучает историю, не впадал в роль судьи при оценке тех или иных исторических и политических событий. Принцип историзма обязывает трезво учитывать реальные силы, которыми располагали те или иные политические силы, осуществляя свои идеи, программы и лозунги в конкретные исторические периоды.  [8]

Принцип историзма предполагает оценку документов с учетом исторической обстановки, в которой они созданы.  [9]

Принцип историзма - наиболее важный, стержневой принцип, лежащий в основе написания любого труда по истории медицины. Вооруженный этим принципом, историк медицины как бы становится зрячим. Он видит все события, явления, факты в развитии, изменении, движении.  [10]

Философско-диалектический принцип историзма является одним из важнейших элементов доказательства положений, которые отражают сущность предмета в данное время. Он призван охватить не только общее, но и своеобразное, особенное в истории, не только вошедшее в предмет в процессе его развития, но и оказавшееся свернутым или исчезнувшим в истории. И если верно, что все есть история, то столь же верно, что настоящее есть история. Все богатство, вся уникальность истории должны служить целям максимально точного и глубокого познания изменяющейся материальной и духовной действительности. Одним из важнейших предпосылочных принципов познания является принцип диалектической противоречивости принцип диалектической противоречивости познания.  [11]

У Шеллинга принцип историзма применительно к И.  [12]

Вторым императивом принципа историзма является требование рассмотрения предпосылок возникновения предмета. Такое требование будет вторым, а не первым потому, что прежде чем познавать предпосылки чего-то, необходимо хотя бы в самых общих контурах знать существо этого чего-то, иначе поиск предпосылок превратится в бесцельное занятие. Для определения предпосылок привлекаются категории детерминизма: причина, полная причина, условие, основание. Отмечая, что не все из предпосылок ( начал) сущности имеют одинаковое значение для происхождения вещи, Аристотель писал: Для всех начал общее то, что они суть первое, откуда то или иное есть, или возникает, или познается; при этом одни начала содержатся в вещи, другие находятся вне ее ( Метафизика / / Соч. Предпосылки входят затем в снятом виде в содержание предмета, воспроизводятся им. В социальной действительности совокупность объективных условий ( или предпосылок), выступающая реальной возможностью, превращается в действительность посредством субъективной предпосылки - человеческой деятельности. Деятельность, отмечал Гегель, есть движение, выводящее предмет из условий, в которых он имеется в себе, и дающее предмету существование посредством снятия существования, которым обладают условия ( Энциклопедия философских наук. В процессе последующего развития предмет может попасть в новые условия, выполняющие роль предпосылок развития более многообразной сущности предмета. Но в рассматриваемом императиве речь идет о генетических, а не о динамических предпосылках.  [13]

Четвертым императивом принципа историзма выступает требование выделять этапы ( стадии, фазы, периоды) развития предмета, устанавливать их естественную последовательность и выявлять диалектику общего и единичного в этом процессе.  [14]

Шестым императивом принципа историзма является требование определять направление и характер развития или изменения предмета ( прогрессивное, регрессивное или одноуровневое; гармоничное, дисгармоничное или конфликтное; динамичные изменения или стагнация ( от лат. Конечно, общество в целом находится в процессе прогрессивного развития. Однако это не исключает вероятности конца данной линии развития. Ведущая линия развития человеческой циви-лизациина прогресс связана, как показывает история, с временными отступлениями от этой направленности. Диалектико-логический анализ должен улавливать сложность и противоречивость любого, в том числе и социального, развития.  [15]



Страницы:      1    2    3