Cтраница 2
Приведенные установки принципа историзма подводят познающее мышление к выявлению главной тенденции развития системы. Следующим императивом и является требование: раскрывать основную тенденцию развития системы с целью предсказать ее будущее. История становится в этом отношении будущим, вернее, служит будущему. Деятельностный подход к объекту познания требует содействия всему тому, что прогрессивно, что соответствует высшим ценностям человеческой цивилизации. Подлинно исторический подход к выявлению тенденций дальнейшего развития исследуемого явления состоит в том, чтобы, во-первых, изучить и проанализировать по возможности все имеющиеся пути его дальнейшего развития, во-вторых, выделить главный путь, основную тенденцию развития, в-третьих, практически реализовать эту тенденцию, создать все условия для его быстрейшего осуществления ( Кохановский В. П. Историзм как принцип диалектической логики. В третьем своем моменте данный императив объединяет познание и практику, становится императивом практической деятельности. [16]
Таким образом, принцип историзма в изучении читателей требует соблюдения преемственности между разными по времени исследованиями, наблюдениями, выводами. [17]
Являясь активным поборником введения принципа историзма в химию, Ю. А. Жданов еще с 1950 - х годов разрабатывает вопросы химической эволюции [21, 22] и, в частности, определения высоты химической организации веществ. [18]
Необходимо различать исторический метод и принцип историзма, хотя они между собой неразрывно связаны и представляют, по существу, гносеологический и онтологический аспекты одних и тех же понятий: метод показывает пути изучения, а принципы представляют собой выводы об объективных характеристиках объекта, следующие из этого изучения. В свою очередь уже добытые принципы выступают в качестве предпосылок дальнейшего познания. [19]
При формировании понятия следует использовать принцип историзма, привлекая к обучению материал о принципиальной борьбе идей. При этом желательно использовать проблемный подход, способствующий более осознанному усвоению материала. [20]
Постепенно в историко-философские работы проникает принцип историзма, научности - мысль о том, что философские учения прошлого содержат и правильные положения, что в них заключаются зерна истины, к-рые необходимо отделять от заблуждений. [21]
Маркс в Капитале последовательно применяет принцип историзма к анализу всех категорий буржуазного общества, начиная с товара. Впервые в истории политической экономии он исследует происхождение и развитие формы стоимости, прослеживает генезис денежной формы, превращение денег в капитал, выясняет специфически историческую природу закона стоимости, различие между действием его при простом товарном производстве и в условиях капитализма. [22]
Нельзя согласиться также с неправильно понятым принципом историзма, когда сначала изучали периодический закон и периодическую систему на основе только атомных масс. Затем вводили представления о строении атома и опять переходили к периодической системе на этой основе. [23]
Нельзя согласиться также с неправильно поняты принципом историзма, когда сначала изучали периодический за кон и периодическую систему на основе только атомных масс. За тем вводили представления о строении атома и опять переходили i периодической системе на этой основе. [24]
В общем же принципе, каковым является принцип историзма, необходимым выступает требование иметь некоторое предварительное представление о сущности предмета в настоящий момент и под углом зрения этого представления устанавливать исходную стадию его развития, исходный момент его истории. [25]
Противники проблемной лекции заявляют, что нарушается принцип историзма, разрывается хронологическая последовательность событий. [26]
И еще одно требование включается в содержание принципа историзма: требование изучать не только историю объекта, но и историю отражающих ее понятий и положений. Поскольку те или иные положения, понятия развиваются в дискуссиях, спорах, в столкновениях различных взглядов, постольку к субъекту, интересующемуся историей объекта, предъявляется требование самостоятельно, со своей точки зрения, анализировать всю историю данного спора. [27]
Одной из таких предпосылок исторического познания и выступает принцип историзма. Он включает в себя, с одной стороны, понимание развития как смены ряда этапов, каждый из которых рассматривается относительно завершенным, устойчивым и сопоставимым с другими этапами развития. С другой стороны, сами эти этапы рассматриваются как смена различных состояний одной и той же системы, и это сохранение элементов общности и преемственности позволяет выявить целостность изучаемого явления. [28]
Диалектика как метод познания включает сформулированный еще Гегелем принцип историзма, в соответствии с которым любой предмет научного изучения должен рассматриваться всесторонне, в развитии и самодвижении, что позволяет выявлять его конкретные свойства и взаимосвязи с учетом особенностей той или иной эпохи. Это предполагает рассмотрение фактов и явлений практики воспитания в контексте всей школьной системы и школьных традиций; анализ идей, теорий педагогов прошлого - в связи с учетом их целостных концепций воспитания, а также философских и социальных концепций. [29]
Важным методологическим принципом в анализе данной проблемы является принцип историзма. [30]