Cтраница 1
Принципы сознательности, активности и самостоятельности учащихся в обучении при руководящей роли педагога закономерно вытекают из единства процессов преподавания и учения в целостном процессе обучения. Только активное, сознательное учение школьников ведет к желаемым результатам всего процесса обучения. Эти принципы указывают, что ученик является не только объектом, но и активным субъектом обучения. Они содействуют формированию активной жизненной позиции школьников. [1]
Принцип сознательности в деле воспитания пронизывает каждую сторону и саму систему сознания; этот принцип соединяет теорию и практику в прочный сплав социальных истин, преломленных в индивидуальных формах. Экспериментирование педагога в области воспитания может спровоцировать учащегося на путь ложной сознательности. Умение объяснить свой проступок может принести пользу учащемуся в единичном случае, но сознательность как принцип к зазубриванию объяснений не сводится. [2]
Принцип сознательности и активности учащихся при руководящей роли учителя предполагает, чтобы на занятиях учащиеся запоминали учебный материал, понимая сущность изучаемых понятий, терминов, закономерностей, умели использовать знания на практике, проявляли самостоятельность в приобретении ч закреплении знаний, умений и навыков. [3]
Принцип сознательности и активности обучения требует, чтобы при восприятии нового материала учащиеся усваивали не только формулировки определений, но и понимали их содержание, связанное с конкретными процессами, а также обучались приемам творческой деятельности в труде и учебе. [4]
Принцип сознательности обучения в высшей школе неразрывно связан с активностью и самостоятельностью студентов, с проявлением у них интереса, увлеченности, инициативных творческих поисков, требовательности к себе. [5]
Принцип сознательности обучения в высшей школе еще не имеет достаточного научного обоснования, он не дает обоснованного определения границы педагогически подчиненного и самостоятельного в обучении. Иногда вся сознательность сводится лишь к выполнению заданий преподавателей и не сочетается с самостоятельным ответственным поиском знания. Принцип сознательности также требует опоры на единство личного и коллективного в обучении и воспитании. [6]
Принцип сознательности обучения в высшей школе неразрывно связан с активностью и самостоятельностью действия студентов, с проявлением интереса, увлеченности, инициативных творческих поисков. [7]
Принцип сознательности обучения нуждается в дальнейшем развитии, так как в высшей школе он входит в некоторые противоречия с учебным процессом и системой обучения. [8]
Принцип сознательности обучения в высшей школе еще не имеет достаточного научного обоснования, иначе говоря, он не дает обоснованного определения границы педагогически подчиненного и самостоятельного в обучении. Иногда вся сознательность сводится лишь к выполнению заданий преподавателей и не сочетается с самостоятельным ответственным поиском знания. Принцип сознательности также требует оперы на единство личного и коллективного в обучении и воспитании. [9]
Принцип сознательности усвоения знаний заключается в том, чтобы добиваться не только заучивания и запоминания изучаемого материала, но и осмысления его, умения разбираться в сущности фактов и законов, которым эти факты подчиняются. Знания, основанные только на зубрежке, непрочны и малоэффективны. [10]
Реализация принципа сознательности и активности начинается с раскрытия перед учащимися целей и задач предмета или раздела, к изучению которого они приступают, показ его практической значимости для профессиональной подготовки. [11]
При рассмотрении принципа сознательности в условиях высшей школы выделяются два аспекта: осознаваемые мотивы поведения и действия студентов и действительные требования учебного процесса и профессиональной подготовки к их поведению и действию. [12]
Оптимальное использование принципов сознательности, активности и самостоятельности школьников в обучении предполагает, что при этом будет умело осуществляться педагогическое руководство деятельностью учеников. Причем это руководство может осуществляться как в непосредственной форме, когда учитель организует активное управление учением школьников на уроке, так и в опосредованной форме, когда ученики самостоятельно выполняют задания учителя, гфпрмулнргтянные ранее. Недоопен-ка руководящей роли педагога в учебном процессе приводит к хаотичности в действиях учеников, которые еще не имеют должного опыта самоуправления учением. Вместе с тем переоценка, превышение управляющих функций учителя нередко сковывают инициативу учеников, приглушают их активность и самостоятельность. Чрезмерная опека сдерживает собственные усилия школьников. Вот почему так важна оптимальность сочетания активности школьников и педагогического управления учителей. В каждом конкретном случае необходимо определять меру такого сочетания с учетом специфики учебного материала, возможностей школьников, степени их подготовленности к самостоятельной работе и пр. [13]
Практическая реализация принципа сознательности и активности обучения осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения. [14]
Все это, несомненно, относится к принципу сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебе. [15]