Cтраница 2
Игнорирование, попытки обойти необходимость в таких сведениях, обеспечивающих принцип сознательности при обучении, практически не наблюдаются. [16]
В обучении знания, умения и навыки могут быть самостоятельными поводами к воплощению принципа сознательности. В воспитании всякий отрыв, например, знаний от умений и от навыков равнозначен грубому отходу от принципа сознательности. [17]
Во-вторых, используя данные сравнительно-педагогического исследования, можно найти вполне достаточно случаев отрицания и принципа сознательности, и принципа систематичности, и принципа связи теории с практикой, и принципа научности, не говоря уже о принципе идейности преподавания, отсутствие которого есть также своего рода принцип некоторых буржуазных дидактов. [18]
Возвращаясь к вопросу о роли теоретико-описательного аспекта в обучении иностранным языкам, следует остановиться на неправильной трактовке принципа сознательности в обучении, характерной для многих наших методистов. [19]
В общеобразовательной школе общепринятыми считаются следующие дидактические принципы: принцип научности обучения; принцип воспитывающего обучения; принцип систематичности; принцип связи теории с практикой; принцип сознательности и активности учащихся в обучении; принцип наглядности; принцип прочности усвоения знаний учащимися; принцип доступности обучения; принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной учебной работы. В дидактике, разработанной учеными ГДР, принцип наглядности именуется принципом единства конкретного и абстрактного. Но это не меняет существа дела, а лишь подчеркивает связь наглядности обучения с материалистической теорией познания. [20]
Порядок чтения страниц программированного учебника Скотта ( фрагмент. [21] |
В этих целях содержание учебника разбивается на параграфы или на фрагменты информации. Для реализации принципа сознательности обучения в пособиях хотя бы кратко раскрывается место и значение каждого фрагмента информации для данного профиля подготовки. Для реализации принципа активности обучения в пособиях ставят контрольные вопросы, на которые должны ответить учащиеся. Они служат и для самопроверки учащихся. Таким образом, реализуется внутренняя обратная связь обучаемого с обучающим. Такие вопросы многие авторы учебных пособий ставили и ранее, еще в 30 - е гг. Одни авторы ставили их в конце книги, другие - после каждой главы. [22]
После того как определены задачи, содержание обучения и обеспечена начальная мотивация учения школьников, учитель приступает к выбору методов, средств и форм организации обучения. Здесь наряду с ранее описанными принципами ему необходимо опереться на принципы сознательности, активности, самостоятельности, наглядности обучения и др. Охарактеризуем подробнее каждый из этих принципов. [23]
В обучении знания, умения и навыки могут быть самостоятельными поводами к воплощению принципа сознательности. В воспитании всякий отрыв, например, знаний от умений и от навыков равнозначен грубому отходу от принципа сознательности. [24]
Внедрение этого принципа в учебный процесс обеспечивает профессиональный рост молодого специалиста после окончания вуза. Педагогика высшей школы должна дать критерии оценки уровня активной познавательной деятельности студента и, как следствие наметить пути перестройки системы обучения в направлении эффективной реализации принципа сознательности, активности и самостоятельности. [25]
Принцип сознательности обучения в высшей школе еще не имеет достаточного научного обоснования, иначе говоря, он не дает обоснованного определения границы педагогически подчиненного и самостоятельного в обучении. Иногда вся сознательность сводится лишь к выполнению заданий преподавателей и не сочетается с самостоятельным ответственным поиском знания. Принцип сознательности также требует оперы на единство личного и коллективного в обучении и воспитании. [26]
Действительное состояние сознательности обучения представляет собой собственное отношение студента к своим обязанностям. Оценка такого состояния требует всестороннего анализа и учета не только результатов действий и поступков, но и мотивов и средств их достижения. Принцип сознательности имеет большое воспитательное значение как для мобилизации общественного сознания, так и для осуждения тех студентов, которые ограничиваются обязательствами, обещаниями, не подкрепляемыми полезными результатами. [27]
Принцип сознательности обучения в высшей школе еще не имеет достаточного научного обоснования, он не дает обоснованного определения границы педагогически подчиненного и самостоятельного в обучении. Иногда вся сознательность сводится лишь к выполнению заданий преподавателей и не сочетается с самостоятельным ответственным поиском знания. Принцип сознательности также требует опоры на единство личного и коллективного в обучении и воспитании. [28]
Обучаясь в вузе, студенты готовят себя к определенной профессии, изучают те или иные предметы не на всякий случай, а сознательно, с определенной целью. Без этого восприятие информации не эффективно. Следовательно, для высшей школы также справедлив и принцип сознательности, хотя его значение, по-видимому, для вуза меньше, чем для школы, так как студент выбирает вуз добровольно. [29]
Ванный и несколько наивный бунт реформаторов, начертавших на своем знамени лозунг: Только устная речь. Нецелесообразность, - да и практическая неосуществимость этого лозунга в условиях средней школы имели следствием ряд неудач сторонников устных и прямых методов. В результате в ряде стран ( в том числе и у нас) традиционализм, как будто собиравшийся уже исчезнуть, получил новый импульс к жизни и был подкреплен различного рода общими соображениями, наподобие обсуждавшегося выше неправильного понимания сущности общеобразовательного значения иностранных языков или ошибочного толкования принципа сознательности. [30]