Cтраница 1
Нерациональное природопользование, интенсивное загрязнение дорог и придорожных территорий, поверхностных и подземных вод, атмосферы, почвы и растительности привели к тому, что, несмотря на огромные внутренние резервы экологических систем к самовосстановлению, многие из них уже сегодня исчерпали свои резервы и нуждаются в срочной помощи. [1]
Нерациональное природопользование ведет к истощению ( и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, то есть к экологическому кризису или катастрофе. [2]
Нерациональное природопользование - хозяйственная деятельность человека, ведущая к истощению ( и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, то есть к экологическому кризису или катастрофе. [3]
Нерациональное природопользование отрицательно отражается на многих отраслях народного хозяйства, на качестве среды обитания человека, на составе животного и растительного мира. [4]
Нерациональное природопользование, интенсивное загрязнение дорог и придорожных территорий, поверхностных и подземных вод, атмосферы, почвы и растительности привели к тому, что, несмотря на офомные внутренние резервы экологических систем к самовосстановлению, многие из них уже сегодня исчерпали свои резервы и нуждаются в срочной помощи. [5]
Вследствие нерационального природопользования, химического загрязнения воздуха, воды и почвы, а также воздействия деструктивных природных процессов в мире ежегодно безвозвратно теряется и выходит из хозяйственного оборота 6 млн. га земель. Еще 20 млн. га приходят в негодное для сельскохозяйственного использования состояние и требуют для рекультивации таких затрат, которые делают ее проведение экономически невыгодной. [6]
Чем отличаются рациональное и нерациональное природопользование. [7]
Возмещение народнохозяйственного ущерба от нерационального природопользования может осуществляться только непосредственно за счет работников предприятий, когда имеет место восстановление потерь в едином фонде государственной социалистической собственности за счет личной собственности трудящихся. Однако при этом возникают проблемы количественной и качественной несоизмеримости народнохозяйственного ущерба и заработной платы конкретных виновников нарушений. Компенсация ущерба за счет виновных работников предприятий возможна только в отдельных случаях и не может иметь определяющее значение при установлении экономических санкций за нерациональное природопользование. [8]
Главная задача экономических санкций за нерациональное природопользование заключается в создании условий, в которых нарушения народнохозяйственных требований в области природопользования были бы во всех случаях невыгодны с позиций хозрасчетных интересов предприятий. [9]
Изложенный методический подход к установлению экономических санкций за нерациональное природопользование реализован при подготовке предложений Госкомцен СССР, Госплана СССР, Минфина СССР и других заинтересованных министерств и ведомств об усилении материальной ответственности предприятий ( объединений) за рациональное использование минеральных ресурсов при добыче, переработке и транспортировке, которые были направлены в 1986 г. в Совет Министров СССР. [10]
Это положение целиком относится и к экономическим санкциям за нерациональное природопользование, регулирующим взаимоотношения хозрасчетных предприятий, являющихся государственной собственностью, непосредственно с государством как собственником всех природных ресурсов общества. Возможное уменьшение прибыли предприятия на размер народнохозяйственного ущерба от нерационального природопользования и перевод этой суммы в госбюджет является с данной точки зрения простой бухгалтерской операцией, не увеличивающей суммарный чистый доход общества, сокращающийся в результате допущенного нарушения, а лишь изменяющей форму проявления такого сокращения чистого дохода. Невозможность возмещения ущерба, понесенного народным хозяйством в целом по вине отдельного государственного предприятия, за счет этого предприятия особенно очевидна, когда допущенное нарушение не ведет к каким-либо отрицательным последствиям за пределами данного предприятия, а народнохозяйственные и хозрасчетные последствия нарушения совпадают. Требование возмещения народнохозяйственного ущерба вырождается в таком случае в необходимость компенсации своих убытков самому себе. [11]
Накопленный практический опыт однозначно показывает неэффективность существующих мер экономической ответственности за нерациональное природопользование. Это связано не только с санкциями как таковыми, но и с эффективностью контроля за соблюдением установленных требований, с недостаточной обоснованностью и упорядоченностью ряда действующих в этой области правил и нормативов, а также с более общей причиной: второстепенностью финансовых показателей предприятий в существовавших ранее условиях оценки эффективности их деятельности. В то же время очевидными являются и недостаточная разработанность самих экономических санкций. [12]
Принципиально изменяется ситуация при рассмотрении вопроса о возмещении ущерба, полученного вследствие нерационального природопользования, во взаимоотношениях между хозрасчетными предприятиями, являющимися юридически равными партнерами. На практике наиболее целесообразным, видимо, будет не параллельное применение мер экономической ответственности перед государством и перед другими хозрасчетными предприятиями, а учет фактически осуществленной компенсации хозрасчетного ущерба при определении размеров штрафных платежей, подлежащих выплате в госбюджет. [13]
Схема интегрального ресурса ( вместо графоморфологические, следует читать - геоморфологические. [14] |
В то же время природа служит источником информации, нередко теряемой при нерациональном природопользовании, например, при нарушении стратиграфически значимых слоев горных пород, утере руководящих ископаемых, разрушении экосистем и замусоривании ближайшего космоса, что уже препятствует астрономическим наблюдениям. [15]