Cтраница 1
Целевые технические программы, или проекты ( как их обычно называют в отечественной и зарубежной практике), принципиально отличаются от традиционных объектов управления. В связи с тем что они представляют собой не организационно оформленный коллектив, а совокупность работ, определенных только их результатами, задачи, характер и содержание деятельности по управлению этими объектами существенно меняются. [1]
Руководителями целевых технических программ назначались лица, стоящие на разных ступенях иерархической лестницы в линейно-функциональной структуре - от начальника конструкторского бюро до главного инженера объединения. [2]
Объектом воздействий руководителя целевой технической программы являются подразделения и работники, занятые выполнением или обеспечением программы, а сферой его компетенции - организационно-технические решения второго вида. [3]
Важной отличительной чертой целевой технической программы как совокупности целенаправленных мероприятий является ее ограниченность и изменчивость во времени. Период функционирования ( жизненный цикл) программы определяется временем от постановки цели до полного ее достижения. По мере выполнения отдельных работ, обеспечивающих достижение цели программы, состав ее исполнителей постоянно изменяется. В связи с этим, естественно, изменяются объем и содержание деятельности по управлению программой. [4]
Включение работ в целевую техническую программу зависит только от необходимости достижения определенных промежуточных или конечных результатов, а не от принадлежности их исполнителей к одной производственно-хозяйственной системе. Поэтому в сложные программы включаются, как правило, работы, выполняемые в нескольких научно-исследовательских, проектных и производственных организациях одной, а иногда и разных отраслей промышленности. [5]
Важнейшую роль в управлении целевыми техническими программами играет контроль за ходом выполнения работ и правильным использованием выделенных для этого ресурсов. В связи с тем что в организации наряду с осуществлением постоянной работы по повышению технического уровня освоенного производства может выполняться одновременно несколько проектов создания и внедрения новой техники, возникает необходимость комплексного контроля и анализа использования всей совокупности ресурсов, направляемых на научно-техническое развитие. Для этого в системе управления создается координационный отдел планирования и контроля новой техники, главной задачей которого является согласование плановой деятельности руководителей проектов и линейно-функциональных служб. [6]
По своему существу задачи каждой целевой технической программы полностью соответствуют целям научно-технического развития производства и их структуре, рассмотренным в гл. Но обычно системы программно-целевого управления создаются для тех проектов, где особое значение приобретают качество выполнения работ, сжатые и напряженные сроки их выполнения, специфичность используемых ресурсов. Поэтому в силу ограниченности возможностей производственно-хозяйственной организации не исключены частичные рассогласования задач выполнения проекта и планомерного осуществления всех остальных видов деятельности по научно-техническому развитию. Эти конфликты могут разрешаться только на высшем уровне руководства организации путем обоснованного ранжирования приоритетов. [7]
Многообразие работ, включаемых в целевую техническую программу, и необходимость комплексного решения организационно-хозяйственных и научно-технических вопросов с очень большой степенью полномочий требуют высокой и универсальной квалификации руководителя проекта и наличия у него больших организационных способностей. [8]
По масштабам и уровню взаимодействия подразделений при выполнении целевых технических программ и в соответствии со значимостью их результатов они могут делиться на две основные группы. В первую входят общекомплексные технические программы, в выполнении которых участвуют подразделения Не менее чем трех служб генеральной дирекции. Результаты выполнения этих программ отражаются в показателях плана работы объединения; объем затрат требует выделения значительных ресурсов, подлежащих централизованному контролю. Ко второй группе относятся локализованные ( межфункциональные) технические программы, выполнение которых требует, как правило, координации работы двух служб генеральной дирекции. Результаты выполнения этих программ прямо не входят в государственный план. Для их реализации требуется перераспределение ресурсов между службами и взаимоувязанный контроль за их расходованием. [9]
В зависимости от того, к какой группе относятся целевые технические программы, на КамАЗе используются различные организационные формы управления ими. [10]
Использование механизма совместного принятия решений на высшем уровне управления целевыми техническими программами еще более повышает роль руководителя проекта. Кроме чисто формальных полномочий, передаваемых ему согласно статусу ( см. 5.1), он в значительной степени использует свой престиж как наиболее компетентного и информированного специалиста, автора большинства рассматриваемых альтернатив. Это обусловливает особые требования к подбору руководителей проектов и организации их работы. [11]
Система управления нового типа формируется с учетом описанных выше особенностей целевых технических программ как объектов управления. Основным звеном системы становится руководитель проекта - - лицо, наделенное высшим руководством организации особыми полномочиями, позволяющими ему осуществлять текущее и оперативное управление программой, не нарушая взаимоотношений, сложившихся в рамках линейно-функциональной структуры. [12]
В связи с этим на КамАЗе используется и особый принцип формирования целевых технических программ. При этом программа рассматривается как совокупность направленных на достижение установленной цели научно-технического развития взаимозависимых и взаимообусловленных мероприятий, определенных по их результатам, используемым ресурсам, срокам и объемам включенных работ, которые выполняются организационно обособленными подразделениями КамАЗа, а также кооперирующими предприятиями и организациями. [13]
В соответствии с задачами научно-технического развития производства основное назначение системы управления целевыми техническими программами состоит в том, чтобы способствовать ускорению и повышению эффективности разработки и освоения новых видов изделий, более совершенных технологических процессов и оборудования, поддерживать и неуклонно повышать качество выпускаемой продукции в соответствии с требованиями народного хозяйства. [14]
В последние годы была проведена значительная работа по изучению теоретико-методических основ управления целевыми техническими программами и формированию систем управления проектами создания и внедрения новой техники для разных типов крупных производственных объединений и промышленных комплексов. [15]