Cтраница 2
Успех продажи лицензии в значительной степени зависит от правильной подготовки рекламы научно-технических достижений объекта, предназначенного для лицензионной торговли. [16]
Предполагает продажу лицензий на пользование ресурсами и различные виды воздействия на окружающую природную среду. Метод позволяет фиксировать максимальную нагрузку на окружающую природную среду, привести техногенные нагрузки в соответствие с экологическими возможностями территории, ужесточить экологические стандарты путем покупки лицензии. Данный метод относительно прост, но требует высоких затрат на контроль. [17]
При продаже лицензий на изобретения за границу изобретателям выплачивается в советской валюте в размере 3 % сумм, полученных от продажи лицензий. Общий размер вознаграждения, включая сумму вознаграждения, выплаченную за внедрение этого изобретения в СССР, не должен превышать максимальной суммы, предусмотренной инструкцией о вознаграждении. [18]
При продаже лицензии на изобретение степень полноты проработки его имеет важнейшее значение при определении стоимости лицензии. Объектом продажи может стать лабораторный отчет с образцами продукта, но стоимость такой, по существу поисковой, работы будет невысока. [19]
Наконец, продажа лицензий может быть первым шагом к установлению контроля над зарубежной фирмой, особенно если лицензиатом является небольшая или даже средняя по размерам фирма. Уже тот факт, что фирма-лицензиар контролирует деятельность фирмы-лицензиата в отношении объемов продукции, суммы прибыли, технических условий производства, а также требует закупки определенных деталей, ставит последнюю в зависимое положение. В целях осуществления своего контроля над лицензиатом, лицензиар соглашается принимать, а иногда и требует в виде лицензионного вознаграждения акции фирмы-лицензиата. [20]
Реализовано путем продажи лицензии за границей. Вознаграждение в этом случае выплачивается, если изобретение защищено авторским свидетельством в СССР и патентом за границей или только авторским свидетельством в СССР либо патентом за границей. [21]
В результате продажи лицензий полученные средства превысили прогнозируемые поступления в бюджет в 7 раз и достигли 22 5 млрд ф.ст., или более 2 % ВВП страны. Что касается расходной части бюджета, то затраты на пособия по безработице оказались ниже, чем предполагалось. В результате существенно оздоровились государственные финансы: бюджет на 1999 - 2000 финансовый год исполнен с самым крупным в истории страны профицитом - 2 7 % ВВП. [22]
Для расширения продажи лицензий на советские научно-технические достижения, а также для обмена лицензиями большое значение приобретает хорошая организация работы по отбору изобретений и других научно-технических достижений, которые могут быть рекомендованы в качестве объекта лицензии. [23]
В случае продажи лицензий за границу Комитет по делам изобретений и открытий выплачивает изобретателям вознаграждение в сов. Общий размер вознаграждения, включая сумму вознаграждения, выплаченную за внедрение этого же изобретения в СССР, не должен превышать максимальной суммы, предусмотренной Инструкцией о вознаграждении за открытия, изобретения и рационализаторские предложения. [24]
С помощью продажи лицензий монополии постепенно устанавливают контроль над другими фирмами как в своей стране, так и за рубежом. Большой экономический эффект приносят лицензионные операции и покупателю лицензии, поскольку во многих случаях ее покупка оказывается дешевле, чем вложения в собственные научные разработки того или иного производственного процесса. Основными продавцами лицензий являются высокоразвитые страны. Социалистические страны, создавшие большой научный аппарат и накопившие богатый технический опыт, стали все более активно участвовать в международной торговле лицензиями. В СССР создано специализированное экспортно-импортное объединение Лицензинторг, осуществляющее сделки по продаже советских лицензий. Вместе с тем социалистические страны в целях ускорения научно-технического прогресса и экономии средств на научные изыскания приобретают лицензии за рубежом. [25]
В плане продажи советских лицензий за границу предусматриваются задания по валютной выручке от продажи лицензий, лицензионные темы, разрешаемые к продаже, и задания по обеспечению готовности предмета лицензий. [26]
Сделки по продаже лицензии, предмет которых изготовлен в виде экспериментального образца или проверен только в лабораторных условиях, менее вероятны и, как показывает опыт, совершаются лишь в исключительных случаях. [27]
Операции по продаже лицензий, закупке, а также по обмену лицензиями осуществляются на основе лицензионного соглашения. [28]
Лицензиара по продаже лицензии или продукции по лицензии по каким-либо причинам малоэффективны или затруднены, может быть предоставлено исключительное право, а на территории стран, где Лицензиар предполагает возможность самостоятельной продажи - неисключительное право. В этом случае Лицензиар лишается права самостоятельно выступать на рынке стран, включенных в Территорию и даже в случае поступления с этой территории запросов от потенциальных покупателей Обязан передавать их Лицензиату. В Зоне неисключительного права он имеет свободу рук и может выступать наравне ( или вместе) с Лицензиатом. [29]
Распределение средств от продажи лицензий на изобретения, созданные с использованием средств федерального бюджета между государственным заказчиком и подрядчиком, в США определяется указом Президента, а не договором между сторонами. Это сделано для того, чтобы исключить конфронтацию по вопросу распределения прибыли между государственным заказчиком и предприятием-разработчиком. [30]