Cтраница 2
За исключением стали, японские конструкционные материалы и химические продукты не вывозятся в больших количествах, а фирмы-изготовители не очень конкурентоспособны. Но эти фирмы все больше занимаются экспортом комплектного оборудования для своих отраслей, и такой экспорт нередко сопровождается продажей технологий. [16]
Основные источники загрязнителей воздуха вне помещений. [17] |
Обмен технологиями - обычное решение, но компании развитых стран, разработавшие такие технологии или имеющие лицензию или патент, по очевидным причинам неохотно идут на такой обмен. Они сопротивляются, потому что они потратили свои собственные ресурсы на развитие технологии, хотят сохранить преимущество, которого они достигли на рынке, контролируя эту технологию, и могут делать деньги на использовании или продаже технологии только в течение ограниченного срока действия патента. [18]
Наиболее рациональной все же является продажа опытных образцов с предварительным патентованием на целевом географическом рынке - в первую очередь, в своей стране. Такой способ позволяет совмещать продажу опытных образцов с продажей патентных лицензий и оставляет открытой возможность собственного промышленного освоения новой технологии. Последнее, кстати, в силу возникающей инновационной монополии является более выгодным, чем всего лишь продажа технологии. [19]
Во-первых, Япония должна начать экспорт технологий, изыскав для этого все возможные способы. Помимо улучшения двусторонних отношений с другими странами, такой поворот будет содействовать оживлению мировой экономики, в чем насущно заинтересована Япония. Коль скоро проблемы роста ее собственного хозяйства усугубляются замедлением темпа роста экспорта из-за низкой конъюнктуры на внешних товарных рынках, любые меры, которые Япония примет для стимулирования мировой экономики с помощью межфирменного сотрудничества, продажи технологий и межгосударственных программ экономического развития, обернутся для нее прямой выгодой. [20]
К этой статье относится большая часть японского экспорта технологии. Последние хотели, чтобы зарубежные покупатели их продукции получили инструкции по обращению с оборудованием. Первая крупномасштабная сделка по продаже металлургической технологии из Японии относится к середине 60 - х годов, когда строился комбинат Удзими-нас в Бразилии. [21]
В условиях повышения роли технологического обмена и его интернационализма рынок технологии принимает международный характер. В качестве основных поставщиков технологии выступают крупные компании промышленно развитых стран, и прежде всего США, в руках которых находятся мощные научно-исследовательские центры прикладного характера, опытное производство. Транснациональные компании передают технологии своим дочерним компаниям в других странах также на возмездной основе и получают роялти, которые подчас составляют значительную часть их общих доходов от продажи технологии. Существенную роль на рынке технологии играют консультационные, инженерно-консультационные, инжиниринговые фирмы, которые не только реализуют свой интеллектуальный продукт, но и выступают посредниками при продаже лицензий и ноу-хау, особенно тех, которые используются при стрительстве новых промышленных объектов. В условиях интернационализации Р.т. на нем сложились определенные принципы установления цены на разные виды технологии. Конкуренция на рынке, особенно на консультационные и проектные работы, ведет к формированию определенного уровня цен. Цены на запатентованные изобретения, особенно имеющие важные значения для качества изделий, носят подчас монопольный характер. [22]
Правда, в последние годы ситуация начинает меняться. Фирма Хитати сэйсакусе уже активно рекламирует и продает за границу свои газеты и ноу-хау, что приносит плоды: баланс торговли технологией этой фирмы начал улучшаться. Хитати сэйсакусе ставит целью в течение 10 лет довести доходы от экспорта технологий до 10 % своей текущей прибыли. Вывозом технологии активно занимается и другая машиностроительная фирма Мицуби-си дзюкоге. Она разрешила продавать за рубежом все свои патенты и широко их рекламирует. Продажа технологий вместе с комплектным оборудованием уже составляет значительную часть ее экспорта. Эти примеры характеризуют уже не только самые крупные корпорации страны. Экспорт технологии активно развивают фирмы с акционерным капиталом до 100 млн. иен1: только в течение 1981 г. они заключили свыше тысячи сделок, и их удельный вес в торговле технологией растет. По мере роста технического уровня небольших фирм экспорт технологии перестает быть полем деятельности только крупных корпораций. [23]