Cтраница 2
Бюхнер знает философию только как догматик, да и сам он является догматиком, принадлежащим к самым плоским последышам немецкого просветительства, - догматиком, у которого дух и движение великих французских материалистов ( Гегель о них) утрачены точно так же, как у Николаи утрачен дух Вольтера. Лессинговское мертвая собака Спиноза ( Энциклопедия, Предисловие, стр. [16]
Очагом такого рода оппозиции был сплетнический салон того самого Варнхагена, который открещивался даже от такого просвещения, каким являлось просветительство Фридриха, как его понимал Кеппен. [17]
Европы, ликвидация феодальной отсталости, завершение буржуазных революций, умирание буржуазной революционности), к-рые осмысливались уже не в духе традиционного просветительства, хотя его влияние еще сохранялось, особенно в применении материалистически истолкованного антропологического принципа. Линия на соединение материализма с идеями диалектики, проводившаяся революционными демократами, вела к плодотворной концепции диалектики как алгебры революции ( Герцен), к идее о возможности ускорения общественного развития, перехода от низших ступеней общественно-исторического развития к высшим, минуя средние логические моменты ( Чернышевский), и др. плодотворным результатам, к материалистическим тенденциям в социологии. [18]
Сегодня к числу главных достопримечательностей культуры города относится мемориальный фонд ученого-библиотековеда, нашего земляка Каратыгина Федора Ивановича, который воссоздает лучшие традиции культуры края, книжного просветительства. Фонд включает работы ученого, в том числе неопубликованные, письма, конспекты, заметки, рукописные материалы о нем, книги из его домашней библиотеки. [19]
Воплотив в своем творчестве глобальную альтернативу конца XVIII столетия - реформаторство просвещенных монархов или революция нового времени - Радищев в своих идейных сомнениях и нравственных поисках пережил трагедию радикального просветительства. В Песни исторической ощущается его пессимизм в ожидании преобразований как сверху, так и снизу. Позднее, наблюдая обновление государственной жизни в первые годы правления нового императора - Александра I, Радищев возвращается в так и не опубликованном им Осьмнадцатом столетии к мысли о воплощении идеалов вольности просвещенным монархом. [20]
Английское просветительство не было однородно по своим устремлениям. [21]
Именно просветительство в значительной степени формировало те установки, которые служили основой развития системы образования и науки. [22]
![]() |
Андреевская церковь в Киеве. Арх. В. Растрелли. [23] |
Этот период характеризуется назреванием протеста русского парода против неограниченного самодержавного произвола. Идеи гражданственности и просветительства, характерные для западного классицизма, распространяются в России. [24]
Кавелин, Боткин, Корш и др. защищают идеализм, в политических вопросах олицетворяют линию буржуазно-помещичьего либерализма. Грановский) продолжают оставаться на позициях надклассового просветительства. Белинского и Герцена) кадетов и меньшевиков; большевики же объявляются ими идейными наследниками славянофилов. [25]
Энгельс указывали, что крикливая война с религией, к-рую ведут анархисты без учета конкретной истор. Бесплодной является также борьба с религией путем абстрактного просветительства. [26]
Согласно Н, путь к совершенствованию человека, к высшей нравственности лежит через знание: невежество - причина всех человеческих бедствий и заблуждений. Несмотря на умеренный, нереволюционный характер его просветительства, Екатерина II жестоко расправилась с ним, заключив без суда в Шлиссельбургскую крепость. [27]
Иначе обстояло дело с тем направлением мысли, которое с самого начала приняло политический или пред-политический характер. Во второй половине века оно было пронизано идеями французского Просветительства, но поскольку эти идеи несли в себе необычайно широкий спектр применения, они с одинаковым успехом использовались как консерваторами, так и прогрессистами. Этот период в России отмечен тем, что на первый план выходят два взаимосвязанных вопроса: проблема происхождения государства, взаимоотношения верховной власти и общества и проблема крепостного права. Что касается первого, официальная идеология утверждала, что путь каждой личности в социальном мире предопределен заложенным в ней количеством разума и набором достоинств и недостатков. [28]
Обе эти альтернативы ( правительственная - реформа или стагнация; общественная - способствование органическому перерождению самодержавия в конституционную монархию или насильственное разрушение существующего государственного порядка и замена его другим) переплетались в политической истории того времени, ибо тесно связаны между собой были их носители - просвещенные правительственные бюрократы и передовое дворянство. Весь этот круг имел пока общий идейный знаменатель - просветительство - независимо от того, что часть его останавливалась на признании реформистского мирного пути, а часть шла дальше, до признания революционных, насильственных средств осуществления своих идеалов. Пока лишь идеология Просвещения играет роль фактора, сцепляющего правительственные и общественные интересы, В этом смысле у декабристов были определенные шансы ускорить продвижение страны по пути к государственности западного образца во взаимодействии с прогрессивно настроенной частью правительственного аппарата. [29]
Партия исходит из того, что воспитание человека неотделимо от его практического участия в созидательном труде на благо народа, в общественной жизни, в решении задач социально-экономического и культурного строительства. Отрыв от действительности, от ее реальных проблем обрекает идейно-воспитательную работу на абстрактное просветительство, беспредметную словесность, уводит в сторону от насущных задач коммунистического созидания. Идеологическую деятельность должны отличать тесное сопряжение с общественной практикой, глубина идейно-теоретического содержания, полный и точный учет реальностей внутренней и международной жизни, возросших духовных запросов трудящихся, близость к людям, правдивость, аргументированность, конкретность. [30]