Просветительство - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Рассказывать начальнику о своем уме - все равно, что подмигивать женщине в темноте, рассказывать начальнику о его глупости - все равно, что подмигивать мужчине на свету. Законы Мерфи (еще...)

Просветительство

Cтраница 3


Этот термин был введен в 19 в. Сторонники мелиоризма считают, что улучшить мир можно лишь путем индивидуального совершенствования, путем просветительства. В противоположность мелиоризму, марксистская теория исходит из того, что определяющим в прогрессивном развитии общества является революционная деятельность масс, соответствующая познанным законам общественного развития.  [31]

В образованном обществе появляются тайные кружки, члены которых занимались нравственным самосовершенствованием, филантропией, просветительством. В эпоху Александра I оживилась деятельность масонских обществ и многочисленных народных сект ( молокан, духоборов, хлыстов и др.) В первой половине XIX в. Особо известны своей мудростью и праведной жизнью были Серафим Саровский ( 1760 - 1833 гг.), старцы Оптиной пустыни - маленького монастыря под Калугой.  [32]

При всей своей крайней загруженности и занятости, все же нашел время для нескольких кратких командировок на периферию, в частности, в Казахстан. Эти поездки были продиктованы деликатностью ( не мог совсем проигнорировать многократные приглашения из Алма-Аты), любознательностью - путешествия и общение с природой доставляли ему колоссальное удовольствие, потребностью в просветительстве ( в лучшем смысле этого слова) и педагогической деятельности.  [33]

Прошло примерно сто лет с тех пор, как в Лейпциге появилась книга, выдержавшая к началу нашего века более 30 изданий; она распространялась в городе и в деревне властями, проповедниками и филантропами всякого рода и повсюду рекомендовалась народным школам в качестве книги для чтения. Она имела целью давать наставления юным отпрыскам крестьян и ремесленников относительно их жизненного призвания, их обязанностей по отношению к начальникам, общественным и государственным, и в то же время внушать им благодетельное довольство своим земным жребием - черным хлебом и картофелем, барщиной, низкой заработной платой, отеческими розгами и тому подобными прелестями, и все это с помощью распространенного тогда просветительства. С этой целью молодежи города и деревни разъяснялось, сколь мудро устроила природа, что человек должен добывать себе трудом средства к жизни и наслаждению, и сколь счастливым, следовательно, должен чувствовать себя каждый крестьянин и ремесленник оттого, что судьба дала ему возможность приправлять свою трапезу горьким трудом, - тогда как богатый обжора, вечно страдающий расстройством желудка, несварением или запором, лишь с отвращением проглатывает самые изысканные яства.  [34]

Прошло примерно сто лет с тех пор, как в Лейпциге появилась книга, выдержавшая к началу нашего века более 30 изданий; она распространялась в городе и в деревне властями, проповедниками и филантропами всякого рода и повсюду рекомендовалась народным школам в качестве книги для чтения. Она имела целью давать наставления юным отпрыскам крестьян и ремесленников относительно их жизненного призвания, их обязанностей по отношению к начальникам, общественным и государственным, и в то же время внушать им благодетельное довольство своим земным жребием - черным хлебом и картофелем, барщиной, низкой заработной платой, отеческими розгами и том подобными прелестями, и все это с помощью распространенного тогда просветительства. С этой целью молодежи города и деревни разъяснялось, сколь мудро устроила природа, что человек должен добывать себе трудом средства к жизни и наслаждению, и сколь счастливым, следовательно, должен чувствовать себя каждый крестьянин и ремесленник оттого, что судьба дала ему возможность приправлять свою трапезу горьким трудом, - тогда как богатый обжора, вечно страдающий расстройством желудка, несварением или запорол, лишь с отвращением проглатывает самые изысканные яства. Те самые общие места, которые старый Рохов считал достаточными для саксонских крестьянских детей своего времени, г-н Дюринг преподносит нам на 14 - й и следующих страницах своего Курса как нечто абсолютно-фундаментальное в новейшей политической экономии.  [35]

Прошло примерно сто лет с тех пор, как в Лейпциге появилась книга, выдержавшая к началу нашего века более 30 изданий; она распространялась в городе и в деревне властями, проповедниками и филантропами всякого рода и повсюду рекомендовалась народным школам в качестве книги для чтения. Она имела целью давать наставления юным отпрыскам крестьян и ремесленников относительно их жизненного призвания, их обязанностей по отношению к начальникам, общественным и государственным, и в то же время внушать им благодетельное довольство своим земным жребием - черным хлебом и картофелем, барщиной, низкой заработной платой, отеческими розгами и тому подобными прелестями, и все это с помощью распространенного тогда просветительства. С этой целью молодежи города и деревни разъяснялось, сколь мудро устроила природа, что человек должен добывать себе трудом средства к жизни и наслаждению, и сколь счастливым, следовательно, должен чувствовать себя каждый крестьянин и ремесленник оттого, что судьба дала ему возможность приправлять свою трапезу горьким трудом - тогда как богатый обжора, вечно страдающий расстройством желудка, несварением или запором, лишь с отвращением проглатывает самые изысканные яства. Те самые общие места, которые старый Рохов считал достаточными для саксонских крестьянских детей своего времени, г-н Дюринг преподносит нам на 14 - й и следующих страницах своего Курса как нечто абсолютно-фундаментальное в новейшей политической экономии.  [36]

Первоначально просветительство, в значительной степени формировавшееся под влиянием европейского Просвещения, оставалось элитарным течением и выступало в светской одежде. Однако просветительство не смогло решить две основные, тесно связанные между собой социально-политические задачи, которые возникли перед странами Востока на новом этапе их развития, национальной консолидации и национального освобождения.  [37]

В период разложения феодализма ( кон. Идеи иллюминизма ( просветительства) содержатся в Книге правил ( Pravilniceasca Condica, 1780), Кодексе Калимаки ( Codul Calimachi, 1819) и др., в к-рых проводятся бурж.  [38]

Уметбаева, МЛкмуллы и др., к-рые выступали с позиций просветительства и гуманизма.  [39]

В Германии они были распространены достаточно длительное время почти в тех же кругах, которые проявляли склонность к масонству, т.е. среди людей, лишенных интересов экономического характера, а наряду с ними среди деклассированных идеологов и отдельных групп образованных людей, частично или полностью принадлежащих к пролетариату. Продуктом соприкосновения с европейской культурой является индуистское ( Брахмо самадж) и персидское просветительство в Индии. Практическое значение этих общин в прошлом было больше, чем в настоящее время. Заинтересованность привилегированных слоев в сохранении существующей религии в качестве средства подчинения масс, их потребность в пафосе дистанции и отвращение к просветительской деятельности в массах, способной поколебать престиж, их обоснованное неверие в то, что традиционное вероисповедание ( из которого все что-либо исключают: ортодоксы 10 %, либералы 90 %) можно заменить каким-либо новым, по-настоящему буквально приемлемым для широких масс, и прежде всего их презрительное безразличие к проблемам религии и церкви ( чьи мало обременительные притязания не требуют от них больших жертв, поскольку известно, что это всего лишь формальности, которые лучше всего выполняют служители ортодоксальной церкви и хранители конвенционального порядка, как обусловленные государством обязательства своей карьеры) - все это чрезвычайно неблагоприятно для возникновения серьезной общинной религиозности в кругах интеллектуалов. Потребность аристократических представителей литературно-академического интеллектуализма, а подчас и интеллектуалов кафе включить в число своих сенсационных переживаний и объектов дискуссий религиозные чувства, потребность писателей создавать сочинения на эти интересные темы и еще значительно более действенная потребность находчивых издателей в публикации таких книг могут, правда, создать видимость религиозного интереса; однако из потребностей такого рода и болтовни на эту тему еще никогда не возникала новая религия, и та же мода, которая породила этот предмет разговоров и публицистики, сама же и устранит его.  [40]

Ведущим направлением Академии становится классицизм, как это было характерно и для европейских академий. Его благородные идеалы, гражданственные идеи служения отечеству, тяга к гармонии - все это формируется философией просветительства, движения, возникшего в Англии и во Франции и ставшего скоро общеевропейским.  [41]

Россия по своим социокультурным истокам и своему менталитету, безусловно, тяготеет к Западу и должна ориентироваться только на него, когда речь заходит о попытках модернизации, о догоняющем развитии страны. Историческая приобщенность России ко многим духовным ценностям западной цивилизации и культуры не подлежит сомнению. С Запада в Россию пришло христианство ( правда, в его юго-восточном, византийском варианте); в течение веков мыслящая Россия впитывала в себя элементы западного рационализма, просветительства, романтизма, социального утопизма, авангардизма и пр.  [42]

Идеи Белинского и Герцена подготавливали почву для возникновения нового, демократического типа революционной организации, отличной от замкнутой в своей среде организации дворян-декабристов. Шевченко входил в Кирилло-Мефодиевское общество ( действовавшее на Украине в 1846 - начале 1847 года), разделял его антикрепостническую и национально-освободительную программу, но вопреки большинству участников общества ждал осуществления этой программы не от мирного просветительства, а от действий крестьянства, восставшего против крепостников и царя.  [43]

Исторический материализм не опровергается тем, что грубые социологические категории, с помощью которых Дженсен выражает позиции сторонников влияния внешней среды, не объясняют этой проблемы со всей полнотой. Мы уже видели, что представление о среде как о чем-то независимом от людей, которые ее создают, проистекает из действительного отделения индивидов от исторических условий жизни и мышления. Оно основано на системе, которая снова связывает человека с предметами, необходимыми для его человеческого существования, только при условии, что при этом со все большей быстротой происходит рост капитала. Ограниченность либерального просветительства, являющегося идеологической основой таких программ, как программа Хэдстарт, частично связана с неспособностью определить, до какой степени экономическая эксплуатация и сверхэксплуатация продолжают подавлять развитие трудящихся, как белых, так и черных. Однако Маркс далек от того, чтобы из наличия такой ограниченности делать выводы, направленные против просветителей или сторонников влияния внешней среды. Он углубил понятие среды и материалистическую теорию познания, показав, что у большинства людей, борющихся за полный контроль над условиями своего физического и духовного существования, образование тесно связано с самосовершенствованием. Именно такая борьба привела к реформам, воплощенным в программе Хэдстарт, и толькэ усиление этой борьбы остановит растущее наступление на право на образование детей и взрослых, как белых, так и черных.  [44]

Петербурга и др. городов России, реализуют мн. Ак-мулла прямо соотносит свое поэтич. Марджани, и воплощает в нем весь спектр идей и тем просветительства.  [45]



Страницы:      1    2    3    4