Русское просвещение - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Если тебе до лампочки, где ты находишься, значит, ты не заблудился. Законы Мерфи (еще...)

Русское просвещение

Cтраница 1


Русское просвещение являет собой неоднородную и мно-гослойную картину.  [1]

В традициях русского просвещения сложился идеал организатора образования - личности, глубоко эрудированной и высоконравственной.  [2]

Дворянская усадьба конца XVIII - начала XIX века - это украшение блестящего периода отечественной культуры, получившего название Русское Просвещение.  [3]

По настоянию Ломоносова и по его проекту в 1755 г. был открыт первый в России Московский университет, ставший впоследствии одним из центров русского просвещения и науки.  [4]

По настоянию Ломоносова и по его проекту в 1755 г. был открыт первый в России Московский университет, ставший впоследствии одним из центров русского просвещения и науки.  [5]

Ограничиваясь этими немногими словами для характеристики Ломоносова, так как полнее об этом будет сказано другими, мы перейдем к тому событию из его деятельности на пользу русского просвещения, которое подало повод к нашему теперешнему собранию.  [6]

Менделеев считал, что общее образование, в основу которого положены жизненно-реальные принципы обучения, в соединении со строго проведенной в законодательном порядке непрерывностью обучения и преемственностью ступеней наиболее отвечает общему направлению, подобающему русскому просвещению.  [7]

Что же касается до камерального, или технического, факультета, то его, по моему мнению, можно образовать только на последних двух курсах из лиц, получивших предварительную подготовку на двух других упомянутых факультетах, положив основным предметом политическую экономию, выработка преподавателей которой должна составить одну из основных задач предполагаемого института, если он назначается для оживления всего русского просвещения и для создания в России массы самостоятельных ученых, каких и можно ожидать при посредстве правильного течения дел в предлагаемом институте. Эту задачу, по моему крайнему разумению, выполнить в будущем не трудно, имея в виду не только пример Главного педагогического института, но и начальные эпохи, а в особенности 60 - е и 70 - е года в таких наших университетах, как Петербургский, Московский, Казанский и Дерптский, доставлявших в свое время много научных сил. Дайте только широко развиться вкусу к науке, предвкушение ее или стремление к ней уже сказалось давно и уже слышится в неясных мечтах и порывах всей прошлой нашей литературы и жизни.  [8]

По мнению декабристов, Н. И. Новиков сделал для русского просвещения едва ли не более, нежели все училища, открытые при Екатерине II.  [9]

Грановский признавал это и считал особьщ достоинством своих лекций. Борец за русское просвещение, за развитие университетской науки, Грановский к середине XIX в.  [10]

Основной и единственной целью высшей школы признана подготовка правоверных коммунистов и последователей религии Маркса - Ленина - Зиновьева - Троцкого. Словом, разгром учинен полный, особенно гуманитарных факультетов. Следует думать, что он принесет блестящие плоды русскому просвещению и науке.  [11]

Первые училища, распространившиеся в России, был г / духовные. Так требовалось потому уже, что религия была заимствована, а предания и обычаи, передаваемые в семьях помимо всяких школ, не только не были достаточны для духовного образования народа, но и следовало их заменить совершенно новыми - для правильного роста страны, что успешнее всего достигается только с помощью школ. Ах, как все это надо не забывать, обсуждая дела русского просвещения во все времена, до настоящего включительно, так как не все же старое и обычное на веки вечные полезно сохранять, и многое непременно следует, при помощи школ, прочно заменять тем, что нужно для современного периода роста страны, народа и государства. Иначе ведь будет новый Китай, где школа назначена только для консерватизма содержания и форм. А может ли ныне кто-нибудь завидовать участи Китая. Однако он сохранялся веками - - все же благодаря только своим школам, ибо в них сила, побольше многих иных, сокрушивших сильнейшие государства, недостаточно заботившиеся о школах для своего народа.  [12]

Когда заговорят потребности, естественные в возрасте выше 20 лет, тогда ученье и вся прелесть науки не могут уже так увлекать и захватывать на всю жизнь, как то делается с легкостью в более ранний период. Самым впечатлительным и влиятельным для всей остальной жизни должно считать, судя по моему олыту, основанному на многих тысячах испытанных мною юношей, именно возраст от 16 до 20 лет, и этот период наибольшей умственной восприимчивости должно назначать прежде всего для получения или специального образования в высших учебных заведениях, или по окончании среднего образования в жизненном вступлении в ту или иную специальность дальнейшего служения интересам общества. Указанная норма, конечно, не исключает частных особенностей, и педагогическому совету средних и высших учебных заведений нельзя отказать в праве допускать исключения по уважительным причинам, но если мы желаем скорых и явных успехов всего русского просвещения, особенно высшего и самостоятельного, а не одного подражательного, весьма важно установить указанные выше нормы для среднего, особенно же для лиц, ищущих высшего образования.  [13]

О выгодах для отцов и матерей, для самих учеников и для всей страны от замены 8 или 7 лет - 6 годами учения, без ущерба в полноте подготовки, - говорить не считаю надобным, так как эти выгоды очевидны. Полагаю, что многие согласятся платить в таком случае в год за учение детей по 50 руб., если ныне платят по 40 руб., так как все же вместо 320 руб. в 8 лет заплатят в 6 лет только 300 руб. А если это отразится на жалованьи учителей, например, так, что они всюду, как в далекой Сибири, получат чрез каждые 5 лет прибавку, то и с этой стороны можно ждать только выгод для дела русского просвещения.  [14]

Должно думать, что возбуждение промышленностей, долженствующих возникнуть в России, особенно же тех, которые касаются ископаемых, привлечет к себе много интеллигентных русских сил, ныне не участвующих в делах этого рода. Если же это оправдается, то в том должно будет видеть великую пользу стране, потому что поныне промышленность ( взятая в смысле горной, заводской и фабричной) привлекала в России мало ее интеллигентных сил, сосредоточиваясь или в руках ограниченного числа купцов, или у заезжих иностранцев, или переходя в руки крестьянства, которое очень чутко примечает промышленные дела, давшие начинателям соответственные выгоды. В крестьянстве должно и впредь видеть силы, могущие расширять промышленность и увеличивать конкуренцию, но начинателей должно вызывать преимущественно из круга лиц, получивших современное, реальное образование, потому что только они могут отнестись к предстоящим России предприятиям с должным вниманием, ибо подобные дела требуют знакомства с природными силами и современными требованиями. Задачею усовершенствования русского просвещения должна стать реальная сторона ее экономического процветания, всюду связанного с успехами совокупности сельской, горной, мореходной, заводской и фабричной промышленностей. Этому учит история, понимаемая без предвзятых суждений.  [15]



Страницы:      1    2