Русское просвещение - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Если сложить темное прошлое со светлым будущим, получится серое настоящее. Законы Мерфи (еще...)

Русское просвещение

Cтраница 2


Книга Радищева появилась в продаже в мае 1790 г., а уже в июле ее автору был вынесен смертный приговор, замененный императрицей ссылкой в Тобольск сроком на 10 лет. Еще в 1788 г. он по личному распоряжению Екатерины был отстранен от руководства московской типографией. В апреле 1792 г. императрица велела арестовать Новикова и распорядилась заточить его на 15 лет в Шлиссельбур-гскую крепость. Судьбу Радищева и Новикова разделили некоторые другие активные представители русского Просвещения.  [16]

Петербург и Москва с их близкими окрестностями, а также и другие наши большие, особенно университетские, города не подходят для устройства в них Училища наставников. Совместительство профессур особенно пагубно влияет на научные успехи и нередко определяется скудостью окладов. Слушатели же, не видя примеров научного трудолюбия своих ближайших руководителей, нередко получают ложное понятие о развитии научных положений и в личных мнениях зачастую видят последнее слово науки. Училище наставников тогда только и будет правильно влиять на все дело русского просвещения, когда поставит у себя науку выше всего иного, а все обучение - в явную зависимость от действительной работы на поприщах философских наук и когда не по физической необходимости, а по внутреннему побуждению профессора будут первыми научными работниками. Таких только и надо выбирать, которые хотят научно работать и привлекать к излюбленному делу новые силы. Если все научные средства будут в изобилии, если жизненная обстановка будет достаточно обеспечена и если весь дух учреждения будет побуждать науку предпочитать всему прочему, - дело пойдет иначе, чем идет теперь в большинстве наших высших учебных учреждений. С этой стороны во всех отношениях особенно полезно избрать для Училища наставников местность, удаленную от центров, почти уединенную, чтобы сутолока жизни не мешала сложиться новым порядкам и не отрывала от науки.  [17]

Учительство же во всех степенях очень трудно и чрезвычайно утомительно, как знаю по опыту, учивши сперва малых детей, потом гимназистов и кадет и, наконец, долго бывши профессором. Только усидчивый предварительный труд, рождающаяся от него любовь к делу и долгая привычка могут облегчать выполнение учительских обязанностей, для плодотворности которых - на всех ступенях - опытность и привычка к делу должны быть соединены, как с ясным пониманием истинных общих целей образования и частных интересов учащихся, так и с полкою сознательностью, свободною от рутины. Оставить дело выбора учителей такой же случайности, какой придерживаются в выборе других чиновников, можно только тогда и только там, во-первых, где строй просвещенной народной жизни сложен уже совершенно прочно, и, во-вторых, где выбор возможен и есть избыток достаточно подготовленных лиц. У нас же не г ни того, ни другого, а потому в заботах о росте русского просвещения неизбежно необходимо иметь в виду прежде всего - должную подготовку истинно просвещенных учителей всех степеней. У нас же ныне имеется некоторая организация только для приготовления учителей сельских школ и филологов.  [18]

Ваши Основы химии стали настольной книгой всякого русского химика, и русская наука гордится трактатом, не имеющим себе равного даже в богатой западной литературе. Наряду с многочисленными сочинениями, долголетняя и плодотворная профессорская Ваша деятельность, а также участие в исследовании минеральных богатств в России делают Ваше имя одним из самых почтенных з истории русского просвещения.  [19]

Прежде, в сравнительно недавнее время, дело стояло иначе. Так, например, до 60 - х годов существовал в С. Петербурге Главный педагогический институт, назначавшийся исключительно для приготовления учителей. Он оправдывал свое назначение потому, что дал России множество наставников, часть которых действует и поныне в качестве ученых, профессоров, попечителей учебных округов, директоров гимназий и учителей. Если я упомяну о том, что между питомцами этого Института считаются Вышнеградские, Благовещенские, Лавровы, Мейеры, Страховы, Сент-Иллеры и много других, всем известных деятелей русского просвещения, то станет очевидным, что это заведение исполняло свое назначение. Будучи сам его питомцем ( отец мой, бывший директор гимназий, также учился в Педагогическом институте), я знаю, что устройство Главного педагогического института давало все, что для этого необходимо.  [20]

И вот, под этими незрелыми установлениями, вместо явного развивающего и готовящего к жизни общения, слушатели - невольно, как бы по указанию университетского устава - стали создавать так называемые ныне кружки, где критике и развитию мало места и много простора увлечению крайностями. Беда была бы от этого не так велика, если бы не стало исчезать общее развитие, которое одно дает истинно просвещенных деятелей и вызывает преданных делу специалистов. Чем более явно выразится и даже вызовется взаимное общение студентов, тем более университеты ответят своему назначению - давать массу просвещенных граждан и преданных делу специальных ученых, а в то же время тем проще следить за всем, что совершается в студенчестве. Ложные направления и рано-временные порывы направлять жизнь являются в студенчестве как плод того, что юношам, которым еще надо учиться, дали официальный аттестат зрелости ( чем скорее он будет забыт, тем лучше для русского просвещения), и затем оттого, что плодотворное открытое взаимное общение студентов стали преследовать во всех отношениях.  [21]

Это, пожалуй, есть наука наук, а как метафизика, исходящая только из умственного упражнения, она-то и погубила древний классический мир и характеризована известной, басней Хемницера. Поэтому наставник тогда только будет надлежащим педагогом-философом, возбуждающим чистое стремление к постижению истины самой по себе - чрез правду жизни, когда он лично со всеми своими силами войдет в область одной из тех наук, которым придается название философских. Все это, взятое вместе с тем, что здесь не досказано, громко говорит за необходимость высших педагогических учебных заведений, с рядом специальностей философского разряда. Не только в других странах ( например во Франции такова Нормальная школа - Ecole nor-male), но и у нас была такая школа под названием Главного педагогического института, который был закрыт в 1859 г. вследствие господствовавшего тогда убеждения во вреде закрытых учебных заведений и в возможности получать учителей прямо из студентов, кончивших университетские курсы. Нельзя забывать того, что Педагогический институт, начиная с Вышнеградских, Страховых, Добролюбовых, Мейеров, Благовещенских, Паткановых и целого ряда других разнороднейших специалистов, давал много первоклассных ученых-педагогов, которые немало повлияли на возвышение уровня русского просвещения в эпоху его лучшего расцвета. Будучи воспитанником этого, напрасно прикрытого учреждения и с благодарностью вспоминая пребывание в нем, где учился и мой отец, полагаю, что его возобновление в настоящую эпоху особенно необходимо. Не думаю, однако, что следует сохранить и прежнее название, уже по той одной причине, что обе главные его части не говорят русскому уху достаточно ясно о цели учреждения. Этому удовлетворяет одно из двух названий: Училище наставников или Профессорский институт. Предпочитаю первое название, так как оно составлено из число русских слов, и потому дальше говорю исключительно об Училище наставников.  [22]

Между средними школами должно ясно отличать общеобразовательные ( называемые более просто гимназиями) и специальные, или профессиональные, готовящие с раннего возраста к определенным специальностям, например: морские, военные, духовные, ремесленные, торговые и тому подобные школы. Речь моя теперь идет только о гимназиях. Типом специальных школ навсегда останутся морские, военные и духовные училища, подобные корпусам и семинариям. Сюда же должно отнести, по моему мнению, не только коммерческие, промышленные и другие профессиональные средние школы, но и чисто классические гимназии с двумя древними языками. Будучи лично убежден в том: 1) что во всех таких специальных средних школах всегда обратят немало внимания на общеобразовательные предметы, 2) что приучение смолоду к определенной специальности, например к морскому делу или к греческому языку, часто может быть очень полезным для успехов данной специальной отрасли жизненной деятельности, и 3) что из таких специальных школ, как показывает опыт, часто выходят чрез самообразование просвещеннейшие деятели на всех поприщах, все же я полагаю, что было бы опасно для образованности страны ограничиться одними специализированными с детства школами, и наилучшим временем для специализации должно считать возраст около 16 лет, так как тогда выбор специальности будет более сознательным и с подготовкою в общем образовании взятая специальность погтигнется легче и увлечет надежнее. На единовременное существование общеобразовательных и специальных средних учебных заведений должно, мне кажется, смотреть, как на один из полезных видов известного рода соревнования, всегда не излишнего в жизни, ради того, чтобы она не застыла на определенной ступени. Пусть учреждаются, сколько надо и сколько будет спроса, чисто классические гимназии, - это может дать столько же на пользу русского просвещения, как и устройство новых морских или горных школ, но я против того, чтобы классическим или иным специальным школам давались какие бы то ни было особые права и преимущества. Сказать надо же когда-нибудь, что права и преимущества должны давать не школы, каких бы то ни было типов, с неизбежной в них шаблонностью, а только личные заслуги в действительной жизненной деятельности.  [23]



Страницы:      1    2