Просеминар - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Мало знать себе цену - надо еще пользоваться спросом. Законы Мерфи (еще...)

Просеминар

Cтраница 1


Просеминары проводятся, главным образом, с делью ознакомления студентов со спецификой самостоятельной работы в высшем учебном заведении, а также с литературой, справочниками и другими источниками, близкими к специальности, и методикой работы над ними. Особое внимание обращается на развитие навыков работы по нескольким источникам, так как опыт показывает, что некоторая часть молодежи, окончившей среднюю школу, не получила этого навыка. Бывают случаи, когда студент первого курса, прочитав список рекомендуемой литературы, не знает, как отобрать необходимый материал и изложить его в соответствии с заданной темой и поставленной целью. Просеминары вводят студентов в понимание специфических особенностей самостоятельной работы, в первоначальной форме знакомят их с подходом к научным исследованиям.  [1]

Просеминары обычно связывают с тем или иным курсом, хотя эти связи могут быть и отдаленными. Лекционный курс может только ориентировать студентов в самых общих чертах в той или иной научно-теоретической области, тогда как на просеминарских занятиях могут достаточно подробно развиваться отдельные вопросы этого курса с тем, чтобы показать студентам методику работы, подход к разработке тех или иных вопросов.  [2]

Особенно важен просеминар для студентов-иностранцев, которые не только входят в понимание существа изучаемой науки, но и включаются в работу коллектива на общих со всеми студентами основаниях. Несомненно, многим из них требуется помощь, особенно в связи с несовершенным владением русским языком, поэтому, кроме общих занятий, им нередко приходится оказывать индивидуальную помощь. Такие дополнительные затраты времени вполне себя оправдывают, так как впоследствии на семинарских и других занятиях эти студенты, как правило, работают в полную меру своих сил.  [3]

Ведущая роль в просеминаре принадлежит руководителю, так как студенты-первокурсники еще слабо ориентируются в особенностях учебной работы в высшей школе и не могут в достаточной степени проявлять свою инициативу. От руководителя просеминара зависит придать необходимую направленность работе сту-дентов, развить их Научные интересы и помочь в овладении основными навыками самостоятельной работы, поэтому с давних пор в университетах принято, чтобы просеминаром руководил заведующий кафедрой или профессор кафедры. Это повышает интерес и внимание студентов к просеминару.  [4]

Современная практика, как известно, знает три дидактических типа семинаров: просеминары как элементарная форма занятий, на которой в форме беседы обсуждаются материалы семинарской программы и методика подготовки к ним; семинары в собственном смысле как более высокая ступень самостоятельности студентов с применением более сложных приемов подготовки и проведения их; спецсеминары, проводимые для углубленного изучения какой-либо узкой области знаний профилирующего характера. Нет оснований просеминары рассматривать как метод, применяемый на первых курсах, а семинары относить к методам, доступным лишь старшекурсникам. В любом семинаре могут быть начальные, более простые формы занятий, в том числе и на старших курсах.  [5]

Как уже отмечалось, сам термин практическое занятие мы понимаем собирательно, включая сюда упражнение, просеминар, семинар, спецсеминар, лабораторную работу и практикум. Критерием отграничения практических занятий от лекционных является в конечном итоге иной характер взаимодействия участников процесса обучения. Он, в свою очередь, определяется принципиально достижимой дидактической целью, составом обучаемых, степенью их активности, тактикой преподавателя. Если лекция обеспечивает лишь общую ориентировку в материале ( ее общая дидактическая цель), практические занятия самим характером более разнообразной деятельности, возможной на них, обеспечивают усвоение умений, навыков, действий с широким переносом. В пределах самих практических занятий разграничение проводится по степени сложности решаемых задач, хотя непрерывной градации, как правило, установить не удается. В частности, лабораторная работа и практикум не предполагают во всех случаях решения более сложных задач, чем другие виды занятий. При этом именно эти два вида занятий в наибольшей мере связаны со спецификой учебной дисциплины, поэтому мы не будем их рассматривать.  [6]

В семинарах и в особенности спецсеминарах решаются более серьезные учебные и воспитательные задачи, чем в просеминарах. Здесь постепенно вырабатывается исследовательский подход к материалу. Но успех семинара еще более, чем просеминара, зависит от того, кто им руководит.  [7]

Сначала затрагиваются самые общие вопросы развития науки, затем - вопросы о характере избранной специальности, об особенностях самостоятельной работы студентов, о подходе к научно-исследовательской работе ( на конкретных примерах из опыта работы известных ученых); дается характеристика источников, над которыми предстоит работать, причем некоторые из них, наиболее типичные и сложные, требующие специального подхода, читаются или рассматриваются в виде примера и комментируются руководителем просеминара. Так студенты входят в лабораторию научного творчества, овладевают методами научных исследований.  [8]

Современная практика, как известно, знает три дидактических типа семинаров: просеминары как элементарная форма занятий, на которой в форме беседы обсуждаются материалы семинарской программы и методика подготовки к ним; семинары в собственном смысле как более высокая ступень самостоятельности студентов с применением более сложных приемов подготовки и проведения их; спецсеминары, проводимые для углубленного изучения какой-либо узкой области знаний профилирующего характера. Нет оснований просеминары рассматривать как метод, применяемый на первых курсах, а семинары относить к методам, доступным лишь старшекурсникам. В любом семинаре могут быть начальные, более простые формы занятий, в том числе и на старших курсах.  [9]

Ведущая роль в просеминаре принадлежит руководителю, так как студенты-первокурсники еще слабо ориентируются в особенностях учебной работы в высшей школе и не могут в достаточной степени проявлять свою инициативу. От руководителя просеминара зависит придать необходимую направленность работе сту-дентов, развить их Научные интересы и помочь в овладении основными навыками самостоятельной работы, поэтому с давних пор в университетах принято, чтобы просеминаром руководил заведующий кафедрой или профессор кафедры. Это повышает интерес и внимание студентов к просеминару.  [10]

Желая тем не менее дать серьезным студентам, занимающимся наукой, возможность практически познакомиться с теорией групп и получить, таким образом в свое распоряжение сильное орудие исследования, я выделил один день в неделю из моего семинара, который посвятил теории групп. Я назвал занятия по теории групп просеминаром, желая этим подчеркнуть элементарность указанной теории: элементарность не в смысле простоты ее, а в том смысле, что основы теории групп не требуют почти никаких предварительных сведений по другим предметам.  [11]

Просеминарские занятия проводятся небольшими группами, нередко по предварительной записи студентов. Параллельно на курсе может работать не один, а несколько просеминаров по различной тематике.  [12]

Ведущая роль в просеминаре принадлежит руководителю, так как студенты-первокурсники еще слабо ориентируются в особенностях учебной работы в высшей школе и не могут в достаточной степени проявлять свою инициативу. От руководителя просеминара зависит придать необходимую направленность работе сту-дентов, развить их Научные интересы и помочь в овладении основными навыками самостоятельной работы, поэтому с давних пор в университетах принято, чтобы просеминаром руководил заведующий кафедрой или профессор кафедры. Это повышает интерес и внимание студентов к просеминару.  [13]

В семинарах и в особенности спецсеминарах решаются более серьезные учебные и воспитательные задачи, чем в просеминарах. Здесь постепенно вырабатывается исследовательский подход к материалу. Но успех семинара еще более, чем просеминара, зависит от того, кто им руководит.  [14]

Если не касаться терминологических деталей и некоторых частных особенностей, в зарубежной высшей школе мы обнаруживаем примерно такие же виды практических занятий. В вузах ФРГ выделяются: упражнение, унтерсеминар, семинар, оберсеминар, лабораторная работа, практикум. Унтерсеминар, семинар и обереемн-нар примерно соответствуют просеминару, семинару и спецсеминару в наших вузах. Подход западногерманских исследователей интересен тем, что они иногда вплотную приближаются к разграничению видов занятий по степени активности обучаемых. Тилен, например, давая описание возможных видов занятий в пределах дисциплины Политическое воспитание и дидактика истории в Рейнландской педагогической школе, следующим Образом отграничивает практические занятия от лекций: В упражнениях и семинарах предъявляются гораздо более серьезные требования к активности студентов. Здесь в сравнительно узком кругу участников занимаются методами научной работы, выяснением отдельных проблем и их значения для образования, совместным разбором источников, подготовкой пробных уроков. Однако такое разграничение лекций и практических занятий по существенному критерию - степени активности обучаемых - не часто встречается в дидактике ФРГ и практически совсем отсутствует в других странах. Маккичи Советы по обучению.  [15]



Страницы:      1    2