Cтраница 1
Судовой агент должен удостовериться в том, что банк, выдавший гарантию, является первоклассным и что поручительство грузовладельцу не содержит никаких оговорок. Если поручительство было выдано иностранным банком, или если в нем есть оговорки в отношении периода его действия, или по стоимости груза, то судовой агент обязан не выдавать груз до получения разрешения на это от судовладельца. [1]
Для судового агента этот документ является письменным подтверждением факта погрузки груза в судно или приема его к морской перевозке. Эта копия ордера постоянно хранится в конторе агента в пароходном деле судна, согласно номеру конкретного рейса. В ряде портов второй экземпляр штурманской расписки выдается грузоотправителю в обмен на рецеписсу или доковую расписку. [2]
Как правило, судовой агент возвращает банковское поручительство по получению от грузополучателя оригинала коносамента. При этом действует оговорка в поручительстве о том, что обязанностью грузополучателя является немедленная доставка судовому агенту оригинала коносамента, как только он его получит. Поскольку банковское поручительство является ценным документом, то рекомендуется хранить его в сейфе до получения оригинала коносамента. [3]
Получив отправительские документы, судовой агент в порту назначения приступает к документальному оформлению прибывающего судна, к подготовке приемо-сдаточных операций с грузом. [4]
Изменение порта назначения отмечается судовым агентом на оригиналах коносамента штампом, на котором стоит подпись агента или его доверенного лица. [5]
Как уже отмечалось в главе 7 судовой агент немедленно после отхода судна из порта направляет судовому ягенту в порту назначения транспортные документы на все отправленные грузы: грузовой и фрахтовый манифест судна, копии коносаментов, каргоплан, люковые записки, спецификации на опасные грузы, документацию на грузы в контейнерах. [6]
В портах прибытия и отправления судов судовыми агентами оформляют документы, связанные с заходом судна в порт, а также с погрузкой и выгрузкой грузов. Это дисбурсментский счет, акт стояночного времени и тайм-шит. [7]
Все расчеты по портовым сборам, как правило, производятся судовым агентом, который принимает на себя функции по защите интересов судовладельцев и оказанию содействия судовой администрации в выполнении своих обязанностей в порту. Перечень всех портовых сборов и других расходов, понесенных судовым агентом в порту обслуживаемого им судна, отражается в дисбурсментском счете, который направляется судовладельцу. Порядок оплаты обычно устанавливается соглашением между судовладельцем и агентом. [8]
Перед тем как дать согласие на просьбу об изменении места доставки груза судовому агенту необходимо проконсультироваться с судовладельцем, а если возможно, то и с капитаном судна. Он также должен навести справки о технической возможности выгрузки груза в новом порту назначения. [9]
Совфрахт - спонсор Российской Ассоциации Морских Агентств ( РАМА), член Международной Федерации судовых агентов и брокеров ФОНАСБА, акционер агентских фирм в Санкт-Петербурге, Калининграде, Находке, Новороссийске, Измаиле, Архангельске, Таганроге, Астрахани, курирует вопросы создания агентской сети на трассе Севморпути и в портах на внутренних водных путях России. [10]
Не случайно его называют еще и портовым журналом ( Port log) и в линейном судоходстве его подписывают капитан и судовой агент. На основе его анализа судовладелец определяет виновника, например, тех или иных непроизводительных расходов судна в порту и т.п. При расчетах между фрахтователем и судовладельцем по использованию сталийного времени к акту стояночного времени обращаются в случае возникновения спора о виновности сторон за простой судна. [11]
Из приложения № 61 видно, что в нем содержатся основные реквизиты коносамента, ожидаемое время прибытия, а также твердое предложение судового агента на экспедирование груза на тот случай, если получатель еще не назначил своего экспедитора. [12]
В банковской гарантии - банк, а в гарантийном письме - поручитель, заявляют судовладельцу от имени грузополучателя о том, что они гарантируют судовому агенту освобождение ответственности от всех возможных негативных последствий, связанных с выдачей груза без предъявления оригинала коносамента, включая возможное лишение права агента на защиту своих интересов по договору страхования. [13]
Перевозка по прямому коносаменту ( Direct Bill of Lading) осуществляется на основе договора судовладельца - первого перевозчика, выписывающего такой коносамент, с его судовым агентом в порту перевалки. [14]
При заключении договора морской перевозки - чартеров фрахтователи-грузовладельцы в целях более лучшей зашиты своих интересов в портах погрузки или выгрузки или при перевалке груза из морского в речное или обратно принимают на себя назначение судового агента. Обычно таким агентом назначает экспедитор свою дочернюю или постоянно сотрудничающую с ним агентскую фирму. [15]