Cтраница 4
Химическая промышленность поставляет значительное количество сырья и материалов для легкой промышленности, является основным поставщиком сырья для производства обуви и одежды для населения. Особое место здесь занимают химические волокна и нити, а также искусственная кожа, которые успешно заменяют натуральные сырье и материалы. Затраты общественного труда на производство химических продуктов и материалов значительно ниже, чем на производство естественного сырья и материалов. Так, на производство 1 т натурального шелка требуется около 6 тыс. чел-дней, а синтетического волокна аналогичного качества - всего 200 - 250 чел-дней. На 1 т хлопкового волокна затрачивается 150 - 200 чел-дней, штапельного - в 15 - 20 раз меньше. [46]
Чем меньше эти затраты при данном производств, эффекте, тем целесообразнее данный вариант. Ввиду того что затраты общественного труда состоят из единовременных ( капитальные вложения) и текущих ( издержки произ-ва), возникает необходимость их соизмерения, к-рое осуществляется при помощи сроков окупаемости или коэффициентов эффективности. Вариант, осуществление к-рого связано с меньшими, по сравнению с другими, капитальными вложениями и издержками произ-ва, безусловно, экономически предпочтительнее всех других. Если же по одному из вариантов меньше капитальные вложения, а по другому - издержки произ-ва, то соизмерение производится путем сопоставления разностей в капитальных вложениях и текущих издержках по вариантам. [47]
Себестоимость является важным качественным показателем, характеризующим работу предприятия. В этом показателе отражаются все процессы, связанные с производством: уровень производительности труда и организации производства, степень использования основных фондов. Снижение себестоимости продукции имеет огромное значение, так как это экономит средства, сберегает затраты общественного труда и увеличивает накопления в народном хозяйстве, которые используются для расширения производства и на другие общественные нужды. [48]
Объективная закономерность и необходимость улучшения качества продукции является также одним из проявлений экономического закона. Суть этого закона состоит в том, что по мере развития производительных сил общества постоянно снижаются затраты общественного труда для удовлетворения его потребностей. Качество же продукции неразрывно связано с затратами общественного труда. Требование сокращения затрат общественного труда объективно вы-зывает необходимость улучшения качества продукции. [49]
Относительная ограниченность производственных ресурсов предопределяет несовместимость достижения минимума затрат на производство ( или потребление) данной продукции с достижением минимума затрат на производство всей совокупной продукции. Получение экономии при производстве данной продукции может быть достигнуто путем значительного расхода ограниченных сырьевых, материальных и энергетических ресурсов, затрат недостающей квалифицированной рабочей силы, больших капиталовложений. А это лишает возможности их приложения при производстве других видов продукции и обусловливает тем самым более высокие по сравнению с потенциально возможными затраты общественного труда. Направляя ограниченные лучшие ресурсы в производство данных изделий и снижая в результате этого их стоимость, общество вынуждено производить другие виды продукции с применением менее эффективных ресурсов и, тем самым, с большими затратами. [50]
С 30 - х гг. в мире начинают функционировать денежные системы, построенные на обороте неразменных кредитных денег. Это прежде всего связано с действием общего экономического закона экономии общественного труда. Эволюция денежных систем приводит к созданию все более экономичных денежных систем, где издержки денежного оборота постоянно снижаются, следовательно, снижаются и затраты общественного труда. [51]
Предприятия и учреждения транспорта осуществляют финансово-экономическую деятельность на принципе сочетания государственного регулирования и рыночных отношений. Готовой продукцией, подлежащей реализации на транспорте, является непосредственно транспортный процесс. Таким образом производство и реализация продукции совпадают по времени и кругооборот осуществляется в две стадии вместо трех. Затраты общественного труда, связанные с перевозкой продукции, увеличивают ее стоимость на величину транспортных издержек, которые помимо дополнительной новой стоимости содержат и прибавочный продукт. На транспорте велик удельный вес основных производственных фондов, воспроизводство которых требует значительных денежных средств. Особенности расчетов за транспортные услуги, воспроизводства основных фондов определяют необходимость централизации части денежных средств на уровне Министерства путей сообщения с их последующим перераспределением, что и отражается в финансовом плане транспортного предприятия. [52]