Cтраница 1
Процессы научной коммуникации образуют важнейший компонент того сложного социального явления, которое мы называем наукой и изучение внутренних закономерностей которо - го стало теперь насущной необходимостью. [1]
Осуществление процессов научной коммуникации требует некоторого времени, составляющего в каждом отдельном случае известный информационный интервал. Средняя продолжительность таких интервалов определяет скорость развития науки как информационного процесса. [2]
При оценке роли неформальных процессов научной коммуникации нельзя забывать, что наука в ее современном виде была бы совершенно невозможна без научных документов и всей системы их распространения, образующей то, что называют формальными каналами. Личное общение ученых и специалистов только потому и может быть эффективным, что оно базируется на знании всего того, что составляет вклад каждого из них в науку. Социальный механизм науки зиждется на системе научных публикаций, которая обеспечивает превращение открытий и разработок отдельных ученых и специалистов в совокупное научное знание. [3]
Основными направлениями совершенствования неформальных процессов научной коммуникации следует считать постоянное изучение и выявление различных сторон межличностного общения специалистов, перевод его из спонтанного в планируемое, а также расширение использования формальных средств в неформальных коммуникационных процессах. [4]
Различают формальный и неформальный процессы научной коммуникации. [5]
Основные особенности и достоинства формальных процессов научной коммуникации заключаются в том, что большинство научных документов публикуется, в результате чего они являются носителями информации практически постоянного хранения, при их подготовке осуществляется контроль за качеством, достоверностью и ценностью передаваемой информации, они распространяются сетью специализированных учреждений. Кроме того, публикация научных документов является стимулом для ученых и специалистов заслужить общественное признание, защищает их приоритет и научный престиж. Формальные коммуникации - это, как правило, коммуникации заранее планируемые, письменные, опосредованные, безличные. [6]
Во всех без исключения процессах научной коммуникации непременно участвуют сами ученые и специалисты. Степень их участия может быть различной и зависит от специфики процессов научной коммуникации, среди которых различают неформальные и формальные процессы. К неформальным относят те процессы, которые в основном выполняются самими учеными и специалистами: непосредственный диалог между ними о проводимых исследованиях или разработках, посещение лабораторий своих коллег и научно-технических выставок, выступления перед аудиторией, обмен письмами, препринтами и от-ти ками публикаций, подготовку результатов исследований или разработок к опубликованию. [7]
Как уже было сказано в первой главе, процессы научной коммуникации принято делить на неформальные и формальные. Изучение взаимодействия между этими видами процессов подтверждает вывод о целостности, интегральности системы научной коммуникации. Неформальные процессы - личные контакты ученых и непосредственный обмен результатами научных исследований, которые были основными до изобретения книгопечатания, продолжают играть большую роль и в наше время. [8]
![]() |
Обобщенная схема научной коммуникации. [9] |
В условиях информационного взрыва, роста числа научных публикаций для обеспечения формальных процессов научной коммуникации потребовалось создание специальных служб, в функцию которых и входит посредничество между создателями и потребителями научной информации, информационное обслуживание. [10]
Таким образом, информационная служба предприятия, в основном занимающаяся обеспечением формальных процессов научной коммуникации ( сбор и обработка документальных источников), может претендовать лишь на 20 - 50 % потока информации, поступающей к ученым и специалистам. [11]
Информатика, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности всех процессов научной коммуникации. [12]
Научная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности всех процессов научной коммуникации - получения, передачи, поиска и использования научной информации, обозначается в современной науке термином информатика. Научная и производственная деятельность во всех областях осуществляется на основе обработки научной информации и данных о ходе и результатах природных и социальных процессов. Прикладные задачи информатики заключаются в разработке более эффективных методов и средств осуществления информационных процессов, в определении способов оптимальной коммуникации с широким применением современных технических средств в конкретных отраслях науки и производства. В информатике применяются методы, средства и аппарат ряда других наук - математики, физики, кибернетики, лингвистики. [13]
Мы уже установили, что библиотечное дело и научно-информационная деятельность могут рассматриваться как последовательные этапы или процессы научной коммуникации. Этим и объясняется тот факт, что у библиотековедения и информатики имеются общие объекты изучения. Однако в настоящее время это изучение ведется во многих случаях с разных позиций без учета тех общих моментов, которые определяются единством внутренних механизмов коммуникативной системы. Анализ содержания учебных пособий по библиотековедению и информатике в предыдущей главе может служить достаточным доказательством этого. Предпринимаемые в обеих дисциплинах шаги к системному изучению общих объектов могут привести к открытию и формулированию объективных закономерностей, лежащих в основе процессов научной коммуникации. [14]
Исследования, проводящиеся за последние годы в науковедении, библиотековедении и особенно в информатике, доказывают, что процессы научной коммуникации не являются простой совокупностью, а составляют именно систему в указанном выше смысле. [15]