Cтраница 1
Процесс привыкания к новым идеям пронизывает всю историю естественных наук. Ученые не меняют взглядов. Новые поколения привыкают к новым идеям, которые они воспринимают с детства. Великие физики конца XIX -начала XX века не смогли принять квантовую механику, постулаты которой драматически отличались от постулатов классической физики. Сегодняшние студенты не испытывают никаких затруднение с текстами, касающимися проблем квантовой механики. [1]
ВПСП вклад ВПСП в генерацию ПД уменьшается и процесс привыкания завершается тем, что стимул, не вызывая ВПСП, перестает влиять на генерацию ПД. Интервалы между ПД стабилизируются и определяются целиком только пейсмекерными потенциалами. Измерение числа ПД в единицу времени показывает, что с развитием привыкания частота ПД снижается и приближается к среднему значению частоты ПД в фоне. [2]
Таким образом пейсмекерный механизм и синаптиче-ский вход оказываются здесь независимыми: процесс привыкания развивается лишь в синаптическом звене, которое на пейсмекерный механизм нейрона влияния не оказывает. ВПСП и пейсмекерный потенциал лишь суммируются, определяя генерацию ПД. Применяя слабую гиперполяризацию, можно выключить пейсмекерную активность, не повлияв на ВПСП. В этом случае развитие привыкания проходит две фазы. Сначала ВПСП вызывают ПД, затем ВПСП снижаются по амплитуде и перестают вызывать ПД. Далее ВПСП продолжают уменьшаться по амплитуде. Если теперь выключить гиперполяризацию, то пейсмекерная активность восстанавливается на прежнем уровне, но синаптические раздражители остаются неэффективными. [3]
При действии раздражителей средней и слабой интенсивности оборонительная реакция угасает. Процесс привыкания состоит в градуальном уменьшении амплитуды реакции по мере применения раздражителя. Развивающееся привыкание селективно в отношении места нанесения стимула: при смене места реакция возникает в полную силу, а после действия нового раздражителя временно восстанавливается реакция и на ранее применявшийся раздражитель - возникает растормаживание. Введение перерыва между раздражителями также приводит к растормаживанию реакций. Однако в случае нанесения с перерывами нескольких серий раздражений наблюдается эффект ускорения развития привыкания от серии к серии. Сочетание раздражителя, индифферентного в отношении оборонительного рефлекса, например запаха пищи, с обдуванием области пневмостомы, вызывающим оборонительную реакцию закрытия дыхальца после 100 - 200 предъявлений, вырабатывает условный рефлекс. Запах пищи начинает вызывать закрытие дыхательного отверстия. Более быстро, уже после 5 - 15 сочетаний, условный оборонительный рефлекс вырабатывается, когда улитке через пищу подается ток, вызывающий оборонительную реакцию. Оборонительный рефлекс проявляется в двух формах: избегания пищи и условного оборонительного сжатия дыхательного отверстия при соприкосновении с пищей. Рефлекс угасает после 40 - 60 предъявлений пищи без подкрепления, но спонтанно восстанавливается через 1 - 3 суток. Легко вырабатываются дифференцировки в отношении пищевых стимулов. [4]
Как и разведывание, оно необходимо для того, чтобы преодолеть внутреннюю неуверенность. Благодаря процессу привыкания получение информации концентрируется все более специфически на таких ситуативных признаках, с которыми связываются непредсказуемые события. [5]
В настоящее время идет процесс привыкания к использованию тюремных слов в прессе. Вот некоторые ее образчики, ставшие символом, знамением нашего времени и перешедшие уже в общенародную разговорную речь: беспредел - высшее беззаконие, заказать - подготовить заказное убийство, отморозок - преступник, не соблюдающий элементарных воровских правил, крыша - защита от кого-либо и др. Уже прочно вошли в общенародный язык и обросли различными языковыми связями арготизмы первой волны ( конца 80 - х - начало 90 - х гг.), такие слова, как теневик, цеховик, теневая экономика, грязные деньги, отмывание денег, бугор - заграница и прочие. [6]
В физиологии и медицине обозначает также процесс привыкания. АДАПТАЦИЯ социальная, процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. [7]
Рассмотрим случай, когда АХ вызывает деполяриза-ционный сдвиг. По мере повторения апликации амплитуда каждого последующего сдвига МП уменьшается и развивается процесс привыкания к раздражителю. Длительный перерыв восстанавливает чувствительность к АХ. [8]
Если ее параметры изменяются, то возникают импульсы несоответствия, вызывающие ориентировочное поведение. Суммарные потенциалы тета-ритма, по всей вероятности, не служат причиной ориентировочных движений, а представляют собой сопутствующее нервным процессам явление. Целенаправленное разведывание дифференцирует нейрональ-ную память и благодаря процессу привыкания приводит к угасанию ориентировочной реакции и исчезновению соответствующих потенциалов. [9]
Только признав, что поведение регулируется механизмом, сходным с тем, который контролирует сенсорные процессы, можно, по-видимому, объяснить и правильно понять подобные факты. Однако остается вопрос: почему же поведенческие реакции не всегда ослабевают при их повторении. Первый приблизительный ответ состоит в том, что при нормальном ходе событий должно происходить прерывание процесса привыкания и угашения и что одна из функций подкрепления как раз и заключается в том, чтобы вызывать такое прерывание. Фельдмана ( 1961) показывает, что подобное прерывание действительно происходит. Этих исследователей интересовало, будет ли угасать реакция активации в ЭЭГ, которая возникает при стимуляции структур ствола мозга как компонент ориентировочного рефлекса ( или бодрствования), при повторении внешних стимулов. Повторное раздражение этих зон, по-видимому, непрерывно возбуждая животное, создавая и изменяя установки, как это показано в гл. X, действует как фактор, прерывающий процесс привыкания. [10]
Второй вопрос, который возникал при бихевиористском подходе к проблеме, был следующим: что способствует научению, когда совершается действие. Можно сформулировать теперь этот вопрос иначе и спросить, происходит ли привыкание только при повторении стимулов или этот принцип применим к более широким проявлениям поведения. Хотя мы еще не можем дать точный ответ на этот вопрос - для этого необходимы новые исследования, - было высказано предположение, что процесс привыкания и угашение поведения имеют общие факторы. [11]
Суспензия, содержащая поверхностно-активные вещества, смачивает любые поверхности, в том числе и такие, которые водой не смачиваются. Однако в последнем случае, например при смачивании поверхности спеченного фторопласта - 4Д, на этой поверхности должен образоваться слой, состоящий из ориентированных определенным образом молекул поверхностно-активного вещества, на что требуется некоторое время. Этот процесс носит название привыкания; практически это выражается в том, что смачиваемая поверхность должна быть погружена в суспензию на несколько минут. Процесс привыкания ускоряется при проведении по поверхности кистью или стеклянной палочкой. [12]
![]() |
Ретикулярная активизирующая система. [13] |
Это парадоксально, но левое полушарие, полностью зависящее от фильтрации информационного потока продолговатым мозгом, также обучает его тому, на что надо в первую очередь обратить внимание. Это обучение происходит через процесс привыкания и ознакомления, который мы обсуждали ранее. Давайте рассмотрим пару примеров. [14]
В физиологии и медицине обозначает также процесс привыкания. [15]