Cтраница 2
Процесс СГК бензинов может быть реализован либо в виде отдельных установок, перерабатывающих сырье различного происхождения, либо цеолитсодержащим катализатором СПС заменяют частично или полностью катализатор в последнем реакторе схемы процесса каталитического риформинга бензинов. [16]
Бифункциональный катализ имеет место в других промышлен-но важных процессах, в которых одни стадии сложной реакции протекают по ионному, а другие - электронному катализу. По такому ионно-электронному катализу осуществляются реакции ароматизации ( дегидроциклизации) нормальных алканов и пятичленных на-фтенов в процессе каталитического риформинга бензина, реакции деструктивного гидрирования в процессе гидрокрекинга, а также изомеризации С4 - С6 алканов. [17]
Бифункциональный катализ имеет место в других промышленно важных процессах, в которых одни стадии сложной реакции протекают по ионному, а другие - электронному катализу. По такому ионно-электронному катализу осуществляются реакции ароматизации ( дегид-роциклизации) нормальных алканов и пятичленных нафтенов в процессе каталитического риформинга бензина, реакции деструктивного гидрирования в процессе гидрокрекинга, а также изомеризации С4 - Сб алканов. [18]
Бифункциональный катализ имеет место в других промышленно важных процессах, в которых одни стадии сложной реакции протекают по ионному, а другие - электронному катализу. По такому ион-но-электронному катализу осуществляются реакции ароматизации ( дегидроциклизации) нормальных алканов и пятичленных нафтенов в процессе каталитического риформинга бензина, реакции деструктивного гидрирования в процессе гидрокрекинга, а также изомеризации С4 - С6 алканов. [19]
Производство нефтезаводских газов зависит от технологической схемы заводов. На текущее семилетие, как отмечалось, предусматривается значительное увеличение производства па нефтеперерабатывающих заводах котельного топлива и широкое внедрение процессов каталитического риформинга бензинов. [20]
В общем балансе водорода на НПЗ доля водородсодержащего газа, поступающего с установок каталитического риформинга бензина, довольно велика. Каталитический риформинг бензиновых фракций предназначен для повышения октанового числа бензина и получения ароматических углеводородов, например бензола, толуола и др. О масштабах развития процесса каталитического риформинга бензина можно судить по тому, что в США с 1957 по 1970 г. [18] мощность установок риформинга выросла с 16 до 22 % от мощности прямой перегонки нефти. [21]
Разрабатываются различные методы [5] предотвращения загрязнения воздушного бассейна окислами серы при использовании мазута, из которых наиболее универсальным и радикальным, хотя и не самым дешевым, следует признать процесс гидроочистки. Гидроочистка тяжелых нефтепродуктов - вакуумных газойлей, мазутов, жидких продуктов коксования - уже не может вестись за счет использования водорода, получаемого в процессе каталитического риформинга бензина, поскольку ресурсы его обычно исчерпываются при гидроочистке светлых нефтепродуктов. В последние годы все больше внимания уделяется охране окружающей среды и, в частности, предотвращению вредных выбросов в атмосферу. [22]
Во всем мире производство светлых нефтепродуктов растет быстрее, чем добыча нефти, что достигается за счет углубления переработки нефти. Ожидают к 1980 г. производство водорода в процессе каталитического риформипга бензина увеличить вдвое против 1970 г. И хотя доля использования этого побочного водорода повысится с 50 % в 1970 г. до 90 % в 1980 г., потребность в водороде для нефтепереработки будет расти еще большими темпами и не сможет быть удовлетворена за счет ресурсов водорода, получаемого в процессе каталитического риформинга бензина. [23]
В процессе каталитического риформинга бензинов протекают, главным образом, реакции дегидрирования нафтеновых и парафиновых углеводородов, реакции изомеризации и гидрокрекинга парафиновых углеводородов. Ароматизованный продукт служит базовым компонентом автобензинов или является сырьем для получения индивидуальных углеводородов, используемых в нефтехимической промышленности. В США ароматические углеводороды получают в процессе каталитического риформинга бензинов. Выход их достигает 80 % на сырье; из них около 13 % углеводородов. Сырьем в процессе риформинга служат низкооктановые бензины ( 50 - 60 по моторному методу) - легкие нефтяные дистилляты или тяжелые фракции термического крекинга, содержащие в основном парафиновые и нафтеновые углеводороды. Во избежание отравления промышленного платинового катализатора на основе А12О3 сырье проходит предварительное гидрооблагораживание, заключающееся в обессе-ривании, удалении азотистых соединений, смолистых и непредельных углеводородов, а также металлоорганических соединений. [24]
В настоящее время основным источником водорода для переработки нефти является технический водород, получаемый как побочный продукт в процессе каталитического риформинга бензина. Только 20 % Н2 специально производится из углеводородного сырья. На большинстве НПЗ водород применяют в основном для гидроочистки светлых нефтепродуктов. Для этих целей достаточно водорода, получаемого в процессе каталитического риформинга бензина. [25]
В настоящее время основным методом производства водорода AL & нефтеперерабатывающих заводах является паровая каталитическая конверсия углеводородов. Метод технологически и аппара-турно хорошо разработан и является пока экономически наиболее эффективным. Другой метод, также хорошо разработанный, но требующий более высоких эксплуатационных затрат и капитальных вложений, - паро-кислородная газификация нефтяных остатков. Водород в процессах частичного дегидрирования ( каталитический риформинг бензина / каталитическое дегидрирование бутана с получением бутилена и дегидрирование бутилена с получением бутадиена, пиролиз этана), является хотя и ценным, но побочным продуктом. Особенно значительны ресурсы водорода, полученного на НПЗ в процессе каталитического риформинга бензина. [26]