Cтраница 4
Международное разделение труда способствует повышению эффективности общественного производства. Большое значение имеет процесс специализации и концентрации в отраслях и подотраслях промышленности. С увеличением масштабов производства продукции лучше используются техника и технология, рабочая сила, основные производственные фонды, материальные и финансовые ресурсы. Более кардинально эти вопросы решаются с принятием долгосрочных целевых программ сотрудничества. Они нацелены на максимальную реализацию преимуществ международного социалистического разделения труда, на более полное использование возможностей каждой из стран - членов СЭВ. [46]
В химической промышленности происходит рост производственных мощностей агрегатов и предприятий в целом, что приводит к концентрации производства. Разделение труда определяет процесс специализации химического производства. Одновременно усложняются производственные связи в отрасли, т.е. растет кооперирование. Вследствие благоприятных условий, способствующих развитию в химической промышленности комбинирования, в отрасли расширяется процесс создания производственных объединений. Социалистическая система хозяйствования способствует развитию прогрессивных форм организации производства. [47]
Такого рода концентрация обеспечивается путем частичного изменения отраслевой структуры производства - отрасли, потребляющие продукцию, передают некоторые операции своей технологии отраслям - поставщикам этой продукции. По сути происходит процесс более четкой специализации производства у предприятий-потребителей, а у предприятий-изготовителей производственный цикл приобретает большую завершенность без каких-либо отклонений от сложившейся их специализации. [48]
Естественно полагать, что при такой специализации информационное и экономическое обеспечение функционирования технологической подсистемы должно быть трансформировано под специализированные организационную и производственную структуры исследуемого объекта. Поэтому отдельное рассмотрение процесса специализации эргономической и экономической подсистем не требуется. [49]
Впрочем, не будем обольщаться, этот путь тоже не всегда способен обеспечить успех: ладья качества иногда может застрять на межотраслевых рифах. Дело в том, что процесс специализации производства углубляется, а это неизбежно ведет к росту кооперации, причем связи между предприятиями выходят за рамки одной отрасли и становятся все более сложными. Так, современный автомобиль включает порядка 4 тысяч конструктивных элементов. Их изготовляют сотни предприятий десятков различных отраслей. Пусть лишь у некоторых поставщиков узлы и агрегаты имеют отклонения от требований стандартов, и автомобиль в целом уже не сможет нас удовлетворить. И даже если Минавто-пром СССР будет располагать эффективной системой управления качеством на уровне отрасли, ему не всегда удастся решить трудности подобного рода, поскольку бракоделы могут оказаться в подчинении иного ведомства. [50]