Cтраница 4
Под его прессом находятся и забытый след памяти, и подсознательная информация. Многие ссылаются на необходимость для процесса творчества вдохновения. Хотя не продается вдохновение, как писал А. С. Пушкин, некоторые его ждут, а единицы могут и создавать. Если проанализировать все способы вдохновения ( ненастная погода - гром, молния, дождь, определенное время года, шум или тишина, симфоническая или поп-музыка, двигательное возбуждение с эмоциями), то для активизации памяти и творческой активности ( предполагается наличие творческого начала) используется эмоциональное возбуждение - активация эмоциогенной регуляторной системы. [46]
Правда, в некоторый момент аналогия с музыкой превращается в свою противоположность. Но это относится не к процессу творчества, а уже к выходу в свет. Действительно, каждый может прийти в консерваторию и приобщиться к великой музыке - тому свидетельство переполненные концертные залы. Пусть оценить и понять ее можно лишь в меру собственных своих способностей, подготовленности и знаний, но слушать и получать удовольствие могут все. [47]
Психологически здесь сначала происходит процесс мысленного экспериментирования, связанного с деятельностью воображения, складывается общее представление о путях решения задачи, а затем это представление конкретизируется и находит последовательное выражение в форме плана; схемы, соответствующих расчетов, чертежей, а возможно и в виде моделей и описания установки, а также процесса проведения эксперимента с доведением его до конечных результатов. Руководителю лабораторных за-нятий приходится учитывать особенности процесса студенческого творчества; нужно дать возможность ему развиться и содействовать конкретизации наметившегося мысленного решения задачи. [48]