Процесс - восхождение - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Молоко вдвойне смешней, если после огурцов. Законы Мерфи (еще...)

Процесс - восхождение

Cтраница 2


16 Схема инфильтрации индивида в слой с более высоким статусом. [16]

Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статусы. Актуализация этого мотива порождает в конечном счете силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих причин, в частности от ситуации, складывающейся в обществе.  [17]

Говоря о том, что принцип единства исторического и логического требует начинать исследование с того, с чего начинает история, мы должны заметить, что не все исторически первое может выступать исходным пунктом познания. Исходным пунктом познания может быть только такое исторически первое, которое в то же время является основным, определяющим в исследуемом объекте, ибо только это исторически первое поможет нам воспроизвести в процессе восхождения от абстрактного к конкретному действительное соотношение сторон исследуемого целого и понять место, роль и значение каждой из них.  [18]

Для движения по поверхности отклика в направлении градиента необходимо изменять варьируемые параметры пропорционально значениям коэффициентов а; уравнения ( 162) в сторону, указываемую их знаками. Подобный способ оптимизации модели состоит из нескольких циклов, в каждом из которых реализуется факторный эксперимент с центром в точке, где в предыдущем цикле было получено максимальное значение функции отклика, и осуществляется крутое восхождение по поверхности отклика путем вычисления значений W по формуле ( 162) и их экспериментальной проверки. Процесс восхождения прекращается, когда все коэффициенты линейной модели оказываются незначительными.  [19]

Наконец, характернейшая особенность теории состоит в предсказании нового. Ядро теории и содержательные обобщения основания потенциально содержат в себе неизмеримо больше, нежели конкретные факты эмпирического базиса. В процессе восхождения от абстрактного к конкретному раскрываются стороны и связи явлений, вообще недоступные для эмпирических обобщений. Этот эвристический характер физической теории связан с сущностью процесса познания. В учебном же отношении он обязывает всемерно выделять и специально подчеркивать, что не факты подводятся под теорию, а из теории вытекают фа кты, ею они предсказываются. Очевидно, что этим диктуется определенная последовательность изучения ряда вопросов курса, далеко не всегда совпадающая с принятой сейчас.  [20]

В таком случае поиски всеобщего могут начаться еще до познания особенного и даже единичного. Однако, как это отмечалось в отношении гипотезы Праута, такие поиски не могут привести к конкретным результатам до тех пор, пока мышление не пройдет стадии познания единичного и особенного как необходимой логической и исторической предпосылки открытия всеобщего. В процессе восхождения от единичности к особенности и от особенности к всеобщности первоначальная догадка, высказываемая часто в наивной форме, постепенно уточняется, опирается на отдельные, хотя еще и немногочисленные, факты и превращается, таким образом, в научную гипотезу. Последняя в ходе дальнейшего восхождения к всеобщему очищается от привнесенных, посторонних толкований предмета и превращается в закон.  [21]

Мы употребляем слово духовный в его наиболее широком значении, определяя таким образом не только собственно религиозный опыт, но любые состояния сознания, любые психические функции и формы психической деятельности, ценность которых превышает средний уровень; они могут иметь, например, этическую, эстетическую, героическую, гуманистическую или альтруистическую ценность. Все связанное с осознанием содержаний сверхсознательного мы относим поэтому под общую рубрику духовное развитие; последнее может включать в себя переживания Я, а может и не включать. Следует отметить также, что проникновение в область сверхсознательного и ее исследование в процессе восхождения к Я может иногда даже стать препятствием на пути к полному Самопостижению, к вершине, на которой осознание личного я сливается с осознанием духовного Я. Можно так плениться чудесами сверхсознательного царства, до того быть им захваченным, настолько отождествиться с отдельными его сторонами или проявлениями, что стремление к высочайшему Самопостижению может ослабеть или вообще исчезнуть.  [22]

Ему не только не хватает, как полагает Эйсли, фактора времени для полноты его якобы эволюционной концепции, такой концепции у него вообще нет. В самом деле, Уэллс вовсе не говорит о возможности преобразования одних видов в Другие, нигде у него мы не находим даже намека на историческую преемственность форм животных и растений, на их эволюционное развитие в процессе восхождения от низших форм к высшим. Его интересует и он допускает лишь варьирование в пределах вида; ему известно появление в любом виде животных уклонений от видового типа, и он убежден, что в известных, указанных выше условиях некоторые из этих уклонений могут оказаться закрепленными и усиленными, и дать начало разновидностям или расам.  [23]

На основе выдвинутых постулатов развивается физическая теория как восхождение от абстрактного к конкретному. Этот процесс в физике не сводится к одной дедукции в формальнологическом смысле. Но и в математическом виде процесс восхождения от абстрактного к конкретному сложен и многосторонен. Математический аппарат органически слит с содержанием физической теории, хотя последняя отнюдь не сводится к математике. Математические методы как методы мышления находят в процессе развития физических содержательных обобщений до уровня конкретных выводов одно из своих важнейших применений.  [24]

Правда, здесь, как нам представляется, существует значительное поле для критики Сорокина. Во-первых, последовательность, в которой Сорокин анализирует эти каналы, не соответствует их роли в жизни стабильного общества, тем более современного. Так, на первый план в анализе выдвигается армия, хотя понятно, что выполнение ею функции канала вертикальной регуляции преобретает чрезвычайное значение лишь в условиях кризисного, а еще точнее - гиперкризисного состояния общества. Во-вторых, Сорокиным рассматривается в основном процесс восхождения по социальной лестнице, очень важный сам по себе, но все-таки гораздо менее массовидный и поэтому, очевидно, менее значимый, чем путь нисхождения. И в-третьих, предметом анализа прежде всего выступает индивидуальное, а не групповое восхождение. Между тем проследить механизм и общественные последствия перемещения большой социальной группы не менее важно, чем путь человека из низов к вершинам политической, деловой, научной карьеры.  [25]

В нем органически переплетаются объективное и субъективное, внутреннее и внешнее, общее и особенное, социальное и психическое, волевое и эмоциональное начала. Изучение трудового поведения важно для поисков закономерностей процесса индивидуального восхождения к мастерству, в какой бы ббласти это ни происходило. При этом надо обращать внимание не только на позитивное, но и на формы, ведущие к застою, на регрессивные процессы.  [26]

Самоактуализация может быть достигнута на разных уровнях и не обязательно включать в себя так называемый духовный уровень. С другой стороны, индивид может испытывать подлинно духовные переживания и не будучи внутренне интегрирован, то есть не выработав хорошо слаженную, гармоничную личность. Это ясно показано Юнгом, который обращает наше внимание на тот факт, что развитие личности не является исключительным правом гениев и что человек может обладать выдающимися способностями, не обладая при этом личностью или не будучи личностью. Духовное пробуждение и духовные постижения - нечто иное, нежели самопостижение, сознательное осознание Я. Они включают разные формы осознания содержаний сверхсознательного - либо нисходящих в поле сознания, либо выявляемых в процессе восхождения к сверхсознательным уровням, что приводит к пиковым переживаниям, как их называет Маслоу.  [27]

А в 1986 г. новая редакция Программы была дружно одобрена съездом. Документ заметно изменился внешне. Он стал лаконичнее, строже, уточнилась его структура, была убрана практически вся конкретика: минимум цифр и максимум общих деклараций. И в новой редакции Программа исходила из оценки всей истории СССР как процесса неуклонного восхождения к вершинам социального прогресса, а также из того, бесспорного для КПСС факта, что общий кризис капитализма углубляется и неотвратимо сужается сфера его господства, становится все более очевидной его историческая обреченность.  [28]

Доказательство его всеобщности требует исследования этих его функций. Этот закон определяет также и структуру научной теории, поскольку она раскрывает диалектику раздвоения единого. Разрешение противоречий ведет исследование вперед по логике самого предмета служит рациональным способом выработки новых понятий. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие - значит понять, как оно разрешается. Разрешение его не имеет ничего общего с устранением путаных фор-мальнснлогических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в процессе восхождения от абстрактного к конкретному. Поэтому развернутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной непротиворечивой системы. Процесс развития осуществляется через столкновение внешних, относительно самостоятельных противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счете как производные от внутренних. Марксистское учение об общественном развитии построено на применении этого закона, на исследовании противоречий общества; оно обосновывает тезис о борьбе классов как движущей силе развития классового общества и делает из него все свои революционные выводы.  [29]

Доказательство его всеобщности требует исследования этих его функций. Этот закон определяет также и структуру научной теории, поскольку она раскрывает диалектику раздвоения единого. Разрешение противоречий водет исследование вперед по логике самого предмета и служит рациональным способом выработки новых понятий. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие - значит понять, как оно разрешается. Разрешение его не имеет ничего общего с устранением путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в процессе восхождения от абстрактного к конкретному. Поэтому развернутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной непротиворечивой системы. Процесс развития осуществляется через столкновение внешних, относительно самостоятельных противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счете кап производные от внутренних. Марксистское учение об общественном развитии построено на применении этого закона, на исследовании противоречий общества; оно обосновывает тезис о борьбе классов как движущей силе развития классового общества и делает из него все свои революционные выводы.  [30]



Страницы:      1    2