Cтраница 1
Процесс выкрашивания протекает следующим образом. Сначала на трущихся поверхностях образуются усталостные трещины. Масло, попадая в эти трещины, способствует их расклиниванию и выкрашиванию частиц металла, в результате чего на поверхности появляются ямки. Число оспин и размеры их увеличиваются, что приводит к интенсивному износу рабочих поверхностей. На выкрашивание влияют вязкость и твердость материала трущихся пар и контактное давление. [1]
Поскольку процесс выкрашивания носит усталостный характер, он проявляется не сразу, а по накоплении определенного числа циклов нагружения, которое зависит, в первую очередь, от усталостной прочности ( выносливости) материала поверхностных слоев, а также от свойств смазочного масла, величины и направления скоростей качения и скольжения, шероховатости поверхностей и некоторых других менее существенных факторов. [2]
Вследствие этого процесс выкрашивания усиливается и рабочая поверхность зуба ниже полюсной линии разрушается. Нагревание передачи и шум значительно усиливаются. [3]
Эти особенности процесса выкрашивания объясняют вредное влияние смазки, интенсифицирующей разрушение и, в первую очередь - обгоняемой рабочей поверхности ведомого колеса. Однако отказаться от применения смазки в быстроходных передачах невозможно во избежание сильного нагрева и интенсивного абразивного износа рабочих доверхностей колес. [4]
Эти особенности процесса выкрашивания объясняют вредное влияние смазки, интенсифицирующей разрушение и, в первую очередь - обгоняемой рабочей поверхности ведомого колеса. Однако отказаться от применения смазки в быстроходных передачах невозможно во избежание сильного нагрева и интенсивного абразивного износа рабочих поверхностей колес. [5]
Таким образом, видно, что кинетика процесса выкрашивания, в том числе и при абразивно-эрозионном разрушении включает в себя различные виды деформации и определяется рядом механических свойств металла. [6]
Вэй, как и П. А. Ребиндер, вывел заключение, что масло ускоряет процесс выкрашивания, проникая в первичные поверхностные трещины и расклинивая их при сжатии данного объема металла в зоне контакта. [7]
В открытых зубчатых передачах абразивный износ, стирание поверхности зубьев происходит быстрее, чем процесс выкрашивания рабочих поверхностей зубьев. [8]
По-видимому, в зубчатых передачах, работающих с пусками под нагрузкой, в зависимости от величины и длительности действующих во время этого перегрузок возможно, как ускорение процесса выкрашивания, так и его замедление. В частности, опыт эксплуатации крановых передач, работающих с частыми остановками и пусками под нагрузкой, показал, что несмотря на высокие контактные напряжения здесь обычно наблюдается замедление или даже полное отсутствие выкрашивания рабочих поверхностей зубьев, обусловленное их изнашиванием. [9]
![]() |
Схема ротации ма - 6. [10] |
Непосредственно выкрашиванию предшествуют образование и развитие трещин в поверхностном слое, отделяющие единичные малые объемы от остального материала. Следовательно, трещинообразование является составной частью процесса выкрашивания и отслаивания материала. Образование трещин вследствие термических напряжений может охватывать значительные участки поверхности и на определенной стадии развития служить браковочным признаком и должно рассматриваться как особый вид повреждения поверхностей трения. [11]
Непосредственно выкрашиванию предшествуют образование и развитие трещин в поверхностном слое, отделяющие единичные малые объемы от остального материала. Следовательно, трещинообразование является составной частью процесса выкрашивания и отслаивания материала. Образование трещин вследствие термических напряжений может охватывать значительные участки поверхности и на определенной стадии развития служить браковочным признаком и должно рассматриваться как особый вид повреждения поверхностей трения. [12]
Непосредственно выкрашиванию предшествует образование и развитие трещин, ограничивающих единичные малые объемы от остального материала. Таким образом, трещинообразование является составной частью процесса выкрашивания, а также отслаивания. Трещинообразование из-за термических напряжений может охватить значительную площадь и на определенной стадии развития трещин может даже служить браковочным признаком, поэтому оно должно рассматриваться как особый вид повреждения поверхностей трения. [13]
Наличие в масле химически активных компонентов, таких, как присадки или продукты окисления, агрессивных по отношению к смазываемым поверхностям, может оказывать на них эффект коррозионного травления. Возникающие при этом неровности в последующем могут служить очагами усталостных трещин и стимулировать тем самым процесс выкрашивания. [14]
Образовавшиеся на поверхности трения трещины, первоначально микроскопических размеров, будут заполняться маслом, при этом тем энергичнее, чем меньше его вязкость и чем больше поверхностное натяжение, которое обусловливает капиллярный эффект. Поэтому вязкость и в меньшей степени полярная активность масла, влияя на интенсивность заполнения и расклинивания усталостных трещин, тем самым существенно влияют на интенсивность процесса выкрашивания. Это положение, разумеется, справедливо и для расклинивания трещин глубинного происхождения, хотя на процесс их начального развития до выхода на поверхность масло непосредственного влияния не оказывает. [15]