Cтраница 3
На рис. 39 приведена зависимость напряжения сдвига от длительности коксования асфальтита, полученного в процессе бензиновой деасфальтизации гудрона арланской нефти. При нагреве асфальтита до 400 С ( кривая 6) его напряжение сдвига постепенно уменьшается до минимального уровня, регистрируемого прибором, и сохраняется без изменения в течение 90 - 100 мин, исключая время, пошедшее на разогрев. Затем напряжение сдвига коксующейся массы увеличивается по экспоненциальной зависимости от длительности выдержки. С повышением температуры термообработки интервал минимального напряжения сдвига резко сокращается. После полного размягчения начинается участок интенсивного коксообразования. [31]
Схема роторно-диско-вой колонны. [32] |
Перечисленные выше конструктивные решения использованы на Омском нефтеперерабатывающем заводе в ротор-но-дисковом экстракторе диаметром 2800 мм для процесса деасфальтизации гудронов пропаном. [33]
Таким образом, проведенные исследования показали, что тяжелые остатки атмосферно-вакуумной и деструктивной переработки нефти, а также процесса деасфальтизации гудрона представляют собой высококонденсированные и высокоароматизированные системы, содержащие значительное количество высокомолекулярных ас-фальто-смолистых и сернистых соединений, могут быть использованы в качестве базовых компонентов судовых высоковязких топлив. [34]
Производство нефтяных брикетных связующих материалов для получения сырых и прокаленных коксовых и угольных брикетов возможно организовать на основе ас-фальтов процесса деасфальтизации гудрона. [35]
Из сказанного следует, что асфальты деасфальтизации 1 - й и 2 - й ступеней, а также экстракты селективной очистки являются ценным сырьем для производства битумов, позволяющим надежно регулировать свойства битумов при их производстве. В процессе деасфальтизации гудрона народное хозяйство получает высококачественные остаточные масла, которые при производстве битумов по гудронному варианту теряются в процессе окисления. [36]
Легкие парафиновые углеводороды - жидкие метан, этан, пропан - не растворяют смолистых веществ. На этом основан процесс деасфальтизации гудронов жидким пропаном. С увеличением молекулярного веса парафиновых углеводородов растворяющая способность их несколько повышается. [37]
В рассмотренных нами схемах имеется много общего; IB то же время каждый авторский коллектив предлагает свои, оригинальные, решения отдельных вопросов; по-разному сделан выбор процессов. ДВП), а БашНИИНП рекомендует процесс деасфальтизации гудрона бензином - растворителем. Лекгипрогаз и ВНИИнефтехим включили в схему процесс термоконтактного крекинга ( ТКК) и совсем не предусматривают процесс каталитического крекинга. Схема Гипронефтезаводы - ВНИИНП также предусматривает процесс коксования. [38]
Рациональное использование тяжелых нефтяных остатков, дополнительную их переработку с получением новых товарных нефтепродуктов, всегда является актуальной задачей. Одним из тяжелых остатков нефтепереработки, который привлекает к себе пристальное внимание исследователей и производственников, асфальт процесса деасфальтизации гудрона. Известно, что часть асфальта используют как компонент сырья производства битумов, но большая его часть вовлекается в производство котель - ных топлив, что не повышает глубину переработки нефти. [39]
Из анализа вышеприведенных требований к качеству экстрагентов можно констатировать, что практически невозможно рекомендовать универсальный растворитель для всех видов сырья и для всех экстракционных процессов. В этой связи приходится довольствоваться узким ассортиментом растворителей для отдельных экстракционных процессов. Так, в процессах деасфальтизации гудронов широко применялись и применяются низкомолекулярные алканы, такие как этан, пропан, бутан, пентан и легкий бензин, являющиеся слабыми растворителями, плохо растворяющими смолисто-асфальтеновые соединения нефтяных остатков. В процессах селективной очистки масляных дистиллятов и деасфальтизатов применялись сернистый ангидрид, анилин, нитробензол, хлорекс, фенол, фурфурол, крезол и N-метилпирролидон. [40]
Асфальто-смолистые вещества очень плохо растворяются в пропане, а асфальтены практически не растворяются. При температурах обработки выше 40 С они начинают незначительно растворяться в пропане. Это свойство и позволяет применять пропан в качестве деасфальтирующего и обессмоливающего растворителя для очистки масляных фракций; желательные углеводороды перехода-в раствор, а нежелательные выделяются. Процесс деасфальтизации гудрона или полугудрона основан на различной растворяющей способности жидкого пропана по отношению к жидким углеводородам и асфальто-смолистым веществам. [41]