Cтраница 1
Социально-психологические процессы, протекающие в бригадах, настолько тесно переплетаются с технико-организационными, экономическими, что все попытки изучать и регулировать их изолированно обречены на неудачу. На современном этапе развития бригадной организации труда возникла необходимость объединить усилия нескольких наук и организовать исследования по комплексным целевым программам, предусматривающим выявление и анализ не только отдельных факторов, влияющих на создание и функционирование бригад, но и характера взаимосвязей между ними. Это позволит наиболее полно и обоснованно решать задачи дальнейшего развития и совершенствования бригадной формы организации и стимулирования труда. [1]
Объяснение социально-психологических процессов, происходящих в обществе, отдельных группах и коллективах, невозможно без учета принципов исторического материализма и политической экономии. [2]
Перестройка системы управления предприятием является сложным социально-психологическим процессом, который занимает, как правило, значительный объем времени и изобилует конфликтными ситуациями. [3]
Воспитательные методы управления строятся на глубоком изучении социально-психологических процессов внутри предприятия, организации и развития коллектива. Они направлены на повышение роли трудового коллектива и каждого трудящегося в управлении производством. К ним относятся социальное планирование, формирование производственного коллектива, создание здорового психологического климата, развитие социалистического соревнования, моральное поощрение и др. Воспитательные методы управления особенно широко используют общественные организации - профсоюзная, комсомольская. [4]
Пренебрежение историческим подходом при исследовании, анализе и оценке отдельных социально-психологических процессов и явлений приводит не только к неправильным оценкам, но к ложным выводам о будущем развитии этих процессов и явлений. Необходимо показывать роль и влияние различных объективных и субъективных факторов, ставших основой для проявления определенных социально-психологических явлений, оказавших влияние на формирование тех или иных качеств руководителей и исполнителей, при этом следует учитывать огромный опыт, накопленный в социалистической практике нашего социального управления. Недооценка исторического подхода приводит как научного работника, так и отдельных руководителей к субъективизму и волюнтаризму, что не имеет ничего общего с требованиями, предъявляемыми к психологии управления как к науке. [5]
Проблема совершенствования управления обществом теснейшим образом связана с совершенствованием управления социально-психологическими процессами. Поэтому дальнейшее совершенствование социально-психологических отношений между людьми в обществе является необходимым условием повышения сплоченности и активности членов общества в строительстве социализма и особенно в создании благоприятного социально-психологического климата. [6]
По мере развития этих работ становилось все более ясно, что внедрение АСУП-сложный организационно-технический и социально-психологический процесс, затрагивающий интересы различных групп людей, участвующих в создании и эксплуатации системы. [7]
Проблемные ситуации, имеющие мировоззренческое содержание, создают в учебно-воспитательном процессе обстановку, моделирующую реальные социально-психологические процессы, требующие от личности умения вступать в многообразные жизненные отношения. [8]
Внедрение АСУП является не только выполнением взаимосвязанных организационно-технических мероприятий, но вместе с тем очень сложным социально-психологическим процессом, затрагивающим личные интересы многих работников предприятия. Социальная сущность результатов внедрения АСУП заключается в том, что часть умственной работы, ранее выполнявшейся человеком, передается машинам кроме того, машины выполняют некоторые работы, которые раньше были вообще недоступны человеку или ввиду их сложности, или из-за ограниченного резерва времени. Все это приводит к тому, что) в отдельных случаях сокращается аппарат системы управления, а к оставшимся работникам предъявляются повышенные требования с точки зрения их деловой квалификации. [9]
Чем содержательнее данный фактор и значительнее зона его нравственного влияния, тем интенсивнее и продуктивнее протекают названные социально-психологические процессы. Все это положительно сказывается на всей жизнедеятельности трудового коллектива. [10]
В не меньшей степени нуждается руководитель также в необходимых для работы с людьми знаниях по умелому регулированию происходящих в коллективе социально-психологических процессов, утверждению в нем взаимоотношений, соответствующих требуемым нормам поведения. Чрезвычайно важно овладеть навыками установления и поддержания правильных и нужных контактов с подчиненными и коллегами, умение разрешать возможные конфликты в коллективе, правильно выбирать методы экономического и морального воздействия, разбираться в вопросах планирования социальных процессов в условиях быстрого изменения качественного состава и социальной структуры руководимого коллектива. [11]
В не меньшей степени нуждается он также в знаниях, необходимых для работы с людьми - по умелому регулированию происходящих в коллективе социально-психологических процессов, утверждению в нем взаимоотношений, закрепляющих требуемые нормы поведения. Иными словами, руководителя следует обучать навыкам установления и поддерживания контактов - эффективным формам работы с людьми, пониманию сотрудников и их проблем, умению обеспечивать их мотивацию и правильно выбирать методы воздействия на них, познанию содержания и методики планирования социальных процессов в условиях быстрого изменения качественного состава, роста уровня образования и квалификации работников. [12]
Чтобы формировать необходимые для руководимых качества, способствующие установлению оптимальных контактов с руководителем, обеспечить правильное формирование и функционирование коллективов, управление социально-психологическими процессами в обществе, психология управления должна знать и использовать достижения социальной психологии. [13]
Таким образом, в рамках семиосоциопсихологии возникает возможность построения частных ( исходящих из представления о практически непрерывно меняющихся местами и ролями авторов текстов и их интерпретаторах) концептуальных моделей процессов знакового общения, протекающих в рамках коммуникативной системы текст - интерпретатор, и более общих эвристических моделей социально-психологических процессов, связанных с коммуникативно-познавательной деятельностью. [14]
В малых группах люди воспринимают объективные условия их быткя с учетом норм и ценностей, присущих конкретным коллективам. Поэтому в малых группах проявляются социально-психологические процессы, отражающие реальное состояние человеческих потребностей, мотивов, убеждений и волевых устремлений. [15]