Cтраница 1
Учебный процесс высшей школы тем и характерен, что требует от студентов непрерывных и разнообразных самостоятельных упражнений с увеличивающейся сложностью. Конечно, степень сложности по одной и той же дисциплине для различных специальностей может быть различной в зависимости от назначения данной дисциплины в системе учебного плана. [1]
Учебный процесс высшей школы по своей природе и своим задачам является творческим процессом приобретения знаний в определенной, последовательно и логически связанной системе. Известные студентам знания и новые положения науки, поступающие из информационных источников, включаясь в систему учебного процесса, становятся все более содержательными, глубокими, раскрывающими связи и отношения явлений и все более приобретающими значение инструмента познания и практической деятельности. [2]
Учебный процесс высшей школы редко выделяет фазу непосредственного рассмотрения изучаемых объектов на чувственном уровне. В процессе высшего образования непосредственное рассмотрение, как правило, заменяется наглядностью обучения, сочетающей чувственные и мыслительные стороны познания. [3]
Учебный процесс высшей школы постоянно связан с наукой и ее отношением к практике. Система знаний, отношение науки к мыслительной деятельности выражает научную теорию. В то же время наука представляет собой определенный вид практической деятельности человека. К такой деятельности относятся: эксперимент, наблюдение, расчеты, передача научной информации и др. Современное производство есть также практика современной науки. [4]
Учебный процесс высшей школы, его состояние, историческое и предвидимое развитие показывают, что в содержании исходных аксиоматических принципов обучения отражаются необходимые и важнейшие для теории обучения содержательные свойства: обобщение практики, критерии оценки и анализа, пути предвидения и развития системы обучения. [5]
Учебный процесс высшей школы всегда связан с построением и функционированием системы обучения - общей и частной, связывающей организацию, цели и задачи обучения, формы и методы, средства обучения, содержание, глубину и широту знаний, контроль их усвоения и понимания и многое другое. [6]
Учебный процесс высшей школы связан с решением множества общесистемных и внутрисистемных организационных и познавательных задач. Соответственно от научной организации учебного процесса требуется одновременный целостный и аналитический подход к изучению этой системы. Все более выдвигается необходимость не только во внешнем, но и в некотором внутреннем анализе и синтезе этой системы. При таком внешне-внутреннем изучении значительный интерес приобретает оценка способности системы к имманентному ( внутренне присущему) функционированию, к вариантной перестройке всех действий. Для учебного процесса это важно в том отношении, что позволяет исследовать возможности для более однозначных решений тех или иных учебных вопросов, находить более короткие пути в достижении внутренних целей и, главное, находить такие приемы и формы обучения, которые способствуют более быстрому и полноценному достижению результатов. [7]
Учебный процесс высшей школы требует, чтобы некоторые положения науки имели не только прочное, но и сверхпрочное запоминание. Главным образом это касается тех стабильных фундаментальных учебных предметов, которые создают основу обучения и являются инструментом познания. [8]
Учебный процесс высшей школы оперирует неограниченным множеством понятий и поисков, находящихся в определенных внутренних и внешних связях мыслительной сферы студентов. Эти множества задаются определенным дидактическим образом, ограниченным, отобранным в зависимости от целей обучения, степени подготовки студентов, их возрастного и физиологического состояния. [9]
Учебный процесс высшей школы - большая, сложная система, со своими характерными особенностями, которые не позволяют ее оптимизировать только по основным формальным признакам, в нее всегда приходится вводить некоторое фактическое состояние, ограничивая его конкретными задачами исследования. Например, внедрение в систему учебного процесса самостоятельной работы, новых методов и средств обучения требует ее анализа не только в целом, не только составляющих ее компонентов, но и индивидуального подхода ко всем студентам. [10]
Учебный процесс высшей школы свое функционирование выражает движением многих потоков информации. [11]
Учебный процесс высшей школы теснейшим образом связан с постоянным изменением поведения студентов вследствие информационного воздействия учебных предметов. В обучении происходит направление деятельности студентов и изменение этого направления исходя из цели, а также из возникающих различных ситуаций, которые требуют предвидения и изменения в интересах познания предвидимых результатов. [12]
Учебный процесс высшей школы теснейшим образом связан с рациональным использованием психофизиологической теории памяти. [13]
Учебный процесс высшей школы, как известно, не может ограничиваться только суждениями, основанными на непосредственном восприятии, он требует их связи с логическими и другими доказательными формами организации мышления. Необходимым условием самостоятельного глубокого мышления является обращение к доказательному и индуктивному умозаключениям, к использованию алгоритмов и эвристик. В процессе обучения студентов совершенно необходимым является развитие содержательности их мышления, того, что мы называем интеллектуальным содержанием, что выражает и широту и глубину мышления. От будущих специалистов высшей квалификации требуется развитие таких свойств ума, как самостоятельность мышления, инициативность мыслительного действия, проявляемая в поисках и разрешении новых ценных научных проблем, критичность ума, характеризуемая развитием способности аналитически оценивать содержание науки, понятия и суждения, а также собственные мысли. [14]
Учебный процесс высшей школы динамичен, изменчив и многосторонен, подвержен влиянию огромного числа - внешних и внутренних факторов, многие из которых трудно анализируемы. Все это требует закономерно обоснованного подхода к исследованию задач учебного процесса путем анализа фактов и выбора рациональных путей достижения целей. [15]