Cтраница 1
Реальный учебный процесс и теория обучения еще полны субъективизма, но условия развития науки в целом, ее требования к совершенствованию учебного процесса нуждаются в установлении объективных связей между фактами и в нахождении закономерных путей управления учебным процессом. [1]
Реальный учебный процесс и закономерные положения его оценки и развития формализуются в виде понятий, наглядных образов, через обобщение, абстрагирование, мыслительное моделирование, вычленяющие отдельные, существенные стороны и признаки изучаемых явлений. [2]
Для этого реальный учебный процесс реконструируется, схематизируется и обобщается в определенном формализованном выражении. Такое выражение упрощает теоретические связи и способствует созданию более строгого языка теории обучения. [3]
Однако в реальном учебном процессе пока далеко не всегда осуществляется подобная перестройка. Одна из причин - недостаточная разработанность практических аспектов реализации личностного подхода. Преподаватели, как правило, не могут своевременно получить информацию о свойствах личности студентов, в том числе и о ценностных ориентациях. Не всегда имеют они экономичные, надежные методики для выявления особенностей и динамики ценностных ориентации, конкретные рекомендации по изучению уровня сформированности ценностных ориентации и созданию психолого-педагогических условий для их формирования. [4]
На основе принципов обучения в реальном учебном процессе делаются выводы и суждения о дидактической правильности или ошибочности его состояния, построения и функционирования. [5]
В использовании закономерных положений в реальном учебном процессе существенно важно определить цель применения данной закономерности в разрешении поставленных вопросов. В каждом конкретном случае это определяется и устанавливается через содержание и учебную задачу данного предмета изучения. Дидактический смысл и анализирующий характер закономерных положений теории обучения позволяет находить для них самое широкое распространение и конкретное предметное применение. [6]
Появляется ответственность и за предполагаемое вмешательство в реальный учебный процесс профтехучилища. [7]
Такая модель, естественно, требует проверки в условиях реального учебного процесса исходя из различных программных и методических задач. [8]
Результаты исследования модели проверяются в специальном эксперименте или в реальном учебном процессе. Подтверждение гипотезы и получение эффективных результатов ее приложения в учебном процессе позволяет создавать новые теоретические положения, рекомендовать новые пути развития учебного процесса и внедрение новых средств и методов обучения. Этот метод развития теории обучения известен в науке как метод гипотетического моделирования с последующим обоснованием. [9]
Рассмотренные нами возможности различных методов обучения приводят еще раз к выводу о необходимости сочетания всех их в реальном учебном процессе. Использование разнообразных методов создает благоприятные условия для успешного развития познавательных возможностей школьников. Естественно, что при этом должна быть соблюдена мера разнообразия, чтобы обучение не превратилось в калейдоскоп меняющихся видов деятельности, отвлекающих внимание учащихся от сути, содержания учебного материала. Все это вновь требует от педагогов не механического разнообразия методов, а их отбора для каждого конкретного случая в оптимальном сочетании. Для этого в первую очередь необходимо осознать саму ситуацию выбора методов, то есть осуществить ее продумывание, обоснование. Этому будут содействовать некоторые принципиальные требования к выбору методов обучения, которые вытекают из обобщения опыта многолетней практики преподавания, а также из принципов обучения. [10]
Не претендуя на полноту разработки вопроса и совершенство методики эксперимента, мы предлагаем для обсуждения проведенный нами в условиях реального учебного процесса дидактический эксперимент. Эксперимент осуществляется на лабораторных занятиях по курсам Охрана труда и Техника высоких напряжений в Казанском филиале Московского энергетического института. [11]
Следовательно, проблема контакта преподавателя со студентами в учебном процессе, с какой бы стороны к ней ни подойти: со стороны ли значимости, неразработанности или наблюдаемых в реальном учебном процессе недостатков, - является актуальной и требует специального анализа. [12]
Каждый отдельный факт реального учебного процесса всегда отличается от другого реального факта, как бы он близко к нему ни стоял, Теория обучения не может просто обобщать опыт, без его глубокой всесторонней оценки. То, что считается достаточно обоснованным в одних условиях, на одном этапе развития теори и и практики обучения, перестает быть таким при изменении целей и задач, содержания, методов и форм учебной и обучающей деятельности. Не исключены и такие случаи, когда возникающие теоретические направления указывают на ошибочный путь, в результате чего учебный процесс функционирует какое-то время на основе псевдообъяснений. Использование диалектических закономерностей позволяет выявлять и разрешать в теории и практике обучения ошибки, внутренние и внешние противоречия и устанавливать необходимое состояние непротиворечивости. Существенно необходимым для теории обучения в высшей школе является рассмотрение диалектических положений в качестве основы методов и приемов научного познания. [13]
Необходимым условием программного обеспечения ЭВМ является моделирование, создание имитационных моделей учебного процесса, а затем исследование этих моделей несколькими преподавателями по определенной программе изучаемого курса. Имитационная модель должна быть адекватной реальному учебному процессу, соединять в себе последовательность содержательных действий с дидактико-аналитическим подходом и четкой алгоритмической формой ее выражения. [14]
Велика воспитательная роль в обучении созданных во многих школах музеев боевой и трудовой славы, истории района и пр. Важно лишь, чтобы они всегда были в реальном учебном процессе, а не только присутствовали в отдельных воспитательных мероприятиях. Важно, чтобы их материалы зазвучали в сочинениях, рефератах старшеклассников и других творческих работах. [15]