Cтраница 3
С таким неизбежным запозданием, несомненно, произойдет и критический пересмотр всего научного наследства педагогической психологии, нерасторжимо связанного с классической и новой, эмпирической и экспериментальной психологией. [31]
Обращение социологов к анализу социальных процессов с психологической точки зрения было вызвано как внутренней логикой развития социологической теории, так и успехами психологической науки и, в частности, в области экспериментальной психологии. Это давало социологам значительные преимущества по сравнению с прежним натуралистическим ( биологическим) редукционизмом относительно развития ( эволюции) общества. [32]
Для ответа на эти и другие вопросы известный итальянский физик Джузепе Кальоти привлекает в своей книге методы и данные синергетики, квантовой физики, атомной и молекулярной спектроскопии, теории восприятия, экспериментальной психологии и эстетики, теории структурных фазовых переходов и критических явлений, теории информации и самоорганизации диссипативных структур. [33]
Хомский, в грамматике некоторых естественных языков ( в частности, английского) наблюдаются те ограничения, наложенные на деревья предложений, которых можно было бы ожидать исходя из этой модели, построенной с учетом данных экспериментальной психологии. [34]
Среди этих учреждений следует назвать Психологический институт Карлова университета с Межведомственным центром психологии труда ( Прага), Чехословацкий институт труда и социальных проблем, отделение психологии, физиологии и социологии ( Братислава), Институт экспериментальной психологии Словацкой академии наук, отделение инженерной психологии ( Братислава), Исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний, отделение психологии труда ( Братислава), отделение психологии труда кафедры психологии философского факультета Карлова университета ( Прага), отделение психологии труда кафедры психологии философского факультета Брненского университета ( Брно), отделение психологии труда кафедры психологии философского факультета Университета им. [35]
Такая точка зрения, трактующая все решительно стороны психики ребенка как реакции его поведения на известные стимулы, и сводящая весь воспитательный процесс к видоизменению прирожденных и к выработке приобретаемых в процессе накопления опыта реакций, естественно, уже обусловливает то, что в построении каждой главы использован исключительно бесспорный, научно достоверный материал экспериментальной психологии и вовсе оставлен в стороне весь умозрительный анализ субъективных душевных переживаний, закрепленный в схоластических классификационных схемах. [36]
Таким образом, экспериментальными исследованиями было доказано совершенно реальное влияние-установки на протекание последующих реакций. Экспериментальная психология свидетельствует, что время, сила и форма всякого движения всецело предопределены предварительной установкой. [37]
В частности, в экспериментальную практику введены реальные оперативные задачи, выявляемые в ходе психологического анализа деятельности операторов на объекте и решаемые в лаборатории с опорой на реальные информационные модели. Впервые в экспериментальной психологии применено внесение планомерных аварийных возмущений в работу крупного технологического объекта, что позволило выявить существенные особенности деятельности человека-оператора в реальной стрессовой ситуации. [38]
Внедрение в середине 50 - х годов теории обнаружения сигналов значительно изменило представление о сенсорных порогах. В это время экспериментальная психология находилась под явным влиянием бихевиоризма, предполагавшего среди прочего, что психология должна изучать только поведение, или явные реакции, которые можно наблюдать и измерять непосредственно. Центральным для бихевиоризма было понятие о психологии стимула-реакции ( S-R), согласно которому всякое поведение можно рассматривать как ответные реакции на стимулы. Задача психологии как науки заключалась, таким образом, в идентификации стимулов и связанных с ними реакций, а также тех процессов, которые предположительно происходят между S и R. Видимо, этот подход был довольно успешным - особенно при определении сенсорных порогов ( как это было описано выше), в исследованиях вербального научения, в опытах над животными и для других актуальных задач. [39]
Эргономика как прикладная наука возникла под влиянием практических потребностей производства, повышения роли человеческого фактора в деятельности предприятия, в результате развития научно-технического прогресса. Она выросла из экспериментальной психологии, физиологии и гигиены труда и соединяет в себе данные и методологию медицины, биологии, биомеханики, антропометрии, психофизиологии, социологии, математики, инженерных и технологических знаний, принципов организации и гормирова-ния труда, связана с общей и социальной психологией, экономикой труда, экономико-математическим моделированием. [40]
Исключение здесь составляют основы экспериментальной психологии - установки, мотивация и обучение, которые остаются весьма важными областями в организационном поведении. [41]
Другая группа экспериментальных данных, на которых не явно основано это предположение, получена в многочисленных исследованиях восприятия и воображения стационарных, недвижущихся предметов. Подгорный, на протяжении всей истории экспериментальной психологии и нейрофизиологии, начиная с английских эмпиристов ( Локк, Юм, Гартли, Милль) и немецких структуралистов ( Вундт, Титченер) и кончая представителями современной когнитивной психологии и нейрофизиологии ( Бартлетт, Найссер, Косслин, Хебб, Конорски, Прибрам и другие), высказывается предположение о том, что каким бы ни был механизм репрезентации, лежащий в основе зрительного восприятия у людей, он в сущности тот же самый, что и механизм, лежащий в основе зрительного воображения [ 94, с. Шепарда [105] и других получены неопровержимые доказательства общности восприятия и воображения стационарных предметов. Тем не менее остается открытым вопрос об адекватности теоретических моделей и интерпретаций полученных данных, в которых используется понятие репрезентации и связанные с ним представления о психологической информации. С ним обычно связывается некоторая совокупность структурных единиц и функциональных отношений между ними. Механизм репрезентации описывается с помощью семантических или синтаксических операторов, интерпретирующих функциональные отношения между единицами репрезентации и выступающих в качестве моделей различных психологических процессов. [42]
Фехнер ( Fechner), Густав Теодор ( 1801 - 1887) - немецкий естествоиспытатель и философ-идеалист, с 1834 года - профессор физики Лейпцигского университета. Работы Фехнера имели важное значение для экспериментальной психологии; наибольшей известностью пользуются его исследования по изучению ощущений. [43]
В начале 20 - х гг. здесь трудились А.Р.Лурия, Ю - ровская, И.М.Бурдянский и др. В 1918 г. по инициативе академика В.М.Бехтерева в Петрограде было организовано учебное и научно-практическое учреждение - Институт по изучению мозга и психической деятельности. Здесь действовали лаборатории рефлексологии труда, экспериментальной психологии, психологии профессиональных групп, Центральная лаборатория по изучению труда и др, Бехтерев же явился инициатором организации работы по профконсультации в стране, при его участии было создано первое Бюро по профконсультации на базе биржи труда. [44]
Символика цвета сознательно использовалась в изобразительном искусстве, литературе, богослужении, геральдике и пр. Классификация цветов, предложенная оптикой и экспериментальной психологией, выделяется две группы: 1) теплые, стимулирующие цвета, связанные с процессами ассимиляции, активности и напряжения ( красный, оранжевый, желтый и белый) и 2) холодные, тормозящие цвета, относимые к процессам диссимиляции, пассивности и расслаблении ( синий, индинго, фиолетовый и черный); промежуточный зеленый цвет относится к обеим группам. Основной создания знака является некоторая последовательность ограниченного множества отдельных, определенных и упорядоченных цветов. [45]