Cтраница 1
Поведенческая психология исследует то, как люди в действительности принимают решения. Это отличается от общепринятой рациональной модели, которая описывает, как люди должны принимать решения. Такая рациональная модель ведет к гипотезе эффективного рынка, как об этом было сказано в гл. В данном разделе мы более подробно исследуем работу Кахнемана и Тверски ( Kahneman, Tversky, 1974) и их последователей. [1]
Поведенческая психология, или теория бихевиоризма, была сформулирована в XIX в. Ее влияние на мировую психологию, в частности на американскую, где она зародилась, остается значительным и в настоящее время. Кредо бихевиоризма выражает формула: стимул - реакция, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание человека. Уотсона бихевиоризм является прагматической теорией, а поэтому анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться, как и во всех естественных науках, внешне наблюдаемыми феноменами. [2]
Сторонникам поведенческой психологии пришлось признать, что знание о субъекте не должно ограничиваться лишь представлением о его реакциях на стимулы. Нужно было вводить некоторые поправки, которые и могли объяснить причины нарушения принципа соответствия. [3]
Один из важнейших механизмов поведенческой психологии, без которого невозможно управлять человеческим поведением - это принцип подкрепления. Заключается он в том, что определенные правильные реакции субъекта, выделенные из многообразного его поведения подкрепляются положительно, а неправильные реакции - отрицательно. [4]
С обогащением наших знаний в области поведенческой психологии и теории обучения может быть выработана система экспериментально обоснованных инструкций для психиатрической и воспитательной практики. [5]
Только таким образом можно опровергнуть также ложные концепции поведенческой психологии ( рефлексологии, бихевиоризма), которые ошибочно включают деятельность в целом в предмет психологии, обесценивая при этом психическое как самостоятельное качество отражения. Одновременно опровергаются концепции так называемой чистой психологии сознания, в которых деятельность и действие не находят подобающего им места. [6]
Однако, как показывает практика, самый главный принцип поведенческой психологии - принцип соответствия - не всегда работает. [7]
Большая часть исследований по проблемам принятия решений выполнена в двух разных областях: нечеткой логике и поведенческой психологии. В психологии поведения ( и ее подмножестве - поведенческих финансах) мы имеем богатые эм - ПМПНТТРПШР ланныр отттогитплыю того, кяк тюди утрттттимпют решения, основываясь на правилах большого пальца, именуемых эвристиками. Однако бихевиористы не имеют математической модели, которая позволила бы нам использовать это знание. К тому же, бихевиористы утверждают, что индивиды принимают субоптимальные решения, сравнивая при этом то, что люди в действительности делают, с тем, что они должны были бы делать, основываясь на хорошем байесовском анализе. [8]
Две точки зрения существуют в современной педагогике по вопросу осознанности ( осмысленности) упражнений. Современная поведенческая психология предлагает педагогам универсальную схему: стимул - реакция - подкрепление, исключая из этой цепочки понимание. Главное - устойчивая полезная привычка, а как она будет выработана - с участием сознания или без него, не суть важно. Наша школа, как уже отмечалось, не приемлет механистический подход и стремится к осознанной деятельности воспитанников, применяя методы убеждения. Причем эти методы подчас применяются в неопределенно большой пропорции, даже там и тогда, когда в них нет нужды. Обе крайности нам кажутся неприемлемыми. [9]
В марксистской и немарксистской литературе 20 - х годов широкое распространение получили позитивистские и натуралистические трактовки общественных явлений. Их теоретической базой стали различные направления поведенческой психологии: коллективная рефлексология В. М. Бехтерева, биолого-исторический материализм Н. А. Гредескула, психологический бихевиоризм А. М. Боровского, К. Н. Корнилова и др. Постулат единства законов природы и общества был очень популярен. [10]
Как было отмечено ранее, процессы сенсомоторной регуляции трудовых движений характеризуют и психические аспекты и без учета этого аспекта нельзя на достаточно высоком научном уровне проводить анализ и изменение регуляции. Это утверждение требует дополнительного пояснения, так как понимание движений в марксистской психологии существенным образом отличается от понимания движения в чистой психологии с ее интроспективным понятием сознания, а также от понимания в поведенческой психологии и некоторых трактовок, представленных в промышленной психотехнике. [11]
Мы кратко изучили область, которая кажется точно воспроизводящей количественную сторону того, как большинство людей думают и принимают решения. Интересно то, как мало существует эмпирических исследований, подкрепляющих утверждение Заде и его последователей о том, что люди реально используют нечеткие множества именно таким образом. В другой области - поведенческой психологии - существует много эмпирических данных. Многие из них были связаны с экономикой и рынками. [12]
Администрация японских фирм побуждает своих работников к самостоятельным действиям, вызывая у шх тем самым ответные положительные поведенческие) еакции. Это относится и к большому и к малому. Причем малые, казалось бы, незначительные действия ведут нередко к перестройке всей поведенческой психологии человека, к выработке образцовых навыков трудовых действий. [13]
В нечетких множествах мы увидели еще один пример того, как дробные величины могут во много раз увеличить полезность уже хорошо известного понятия. Нечеткие множества могут точно моделировать процессы принятия решений человеком. Их достижения в моделировании поведения, когда точность не является необходимой, почти сказочны. Поведенческая психология эмпирически показала, что нечеткая модель принятия решения человеком применима к реальному миру. В то же время бихевиористы показали, что бывают случаи, когда такой подход к принятию решений наиболее оптимален. Он может вести к лучшим оценкам, чем могли бы быть получены с помощью других статистических методов. [14]
Философия прагматизма опирается на понятия деятельности или практики. Деятельность рассматривается с точки зрения приспособления человека к условиям окружающей среды с целью достижения успеха. Поведенческая психология, вслед за прагматизмом, проповедует антиинтеллектуализм, сводя все к биологической функции приспособления. [15]