Новая психология - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Еще один девиз Джонса: друзья приходят и уходят, а враги накапливаются. Законы Мерфи (еще...)

Новая психология

Cтраница 2


Мы будем неизбежно делать ошибки, но на каждой ошибке теперь будут учиться не группы студентов, теоретически изучающих какой-нибудь курс государственного управления, а миллионы трудящихся, которые на себе будут чувствовать последствия каждой ошибки, сами будут видеть, что перед ними стоят неотложные задачи учета и распределения продуктов, поднятия производительности труда, и которые на опыте видят, что власть в их руках, что никто им не поможет, если они не помогут себе сами, - вот та новая психология, которая в рабочем классе создается, вот та новая задача колоссальной исторической важности, которая стоит перед пролетариатом, которая больше всего должна внедриться в сознание профессиональных союзов и деятелей профессионального движения.  [16]

Кризис в психологии неизбежно означает кризис и для системы педагогической психологии и перестройку ее с самого начала. Однако новая психология в этом отношении счастливее своей предшественницы - в том смысле, что ей не придется делать выводы из своих положений и отклоняться в сторону, когда она захочет применить свои данные к воспитанию.  [17]

В связи с этим делается ясной необходимость учета основной установки воспитания, которую в педагогической литературе последних лет принято называть целевой установкой каждого воспитательного акта. Поскольку новая психология передает самый воспитательный процесс из рук учителя в руки ученика, постольку она требует и переноса целесознательности этого акта с учителя на ученика. Она требует, чтобы ученик не только воспитывал себя собственными поступками, а учитель направлял и регулировал факторы, определяющие эти поступки, но чтобы и учитель, и ученик сознавали цель этих поступков.  [18]

Педагогическая проблема, как это будет выяснено несколько ниже, стоит в самом центре новой точки зрения на психику человека. Так что новая психология в гораздо большей степени, чем прежняя, является фундаментом для педагогики.  [19]

АВыготский: в поисках новой психологии.  [20]

Если в учении о речи новая психология остается на старом месте и целиком сохраняет предстаачение о независимости мысли от слова, то в области учения о мышлении она делает значительный шаг назад. Это сказывается прежде всего в том, что новая психология склонна отрицать наличие специфических закономерностей мышления как такового и растворять их в общих структурных законах.  [21]

Но разве это не та же самая связь, о которой говорится в нашем примере. Суть дела заключается в том, что в новой психологии, как и в старой, исключается наперед всякая возможность объяснения специфических отношений слова и значения. Эти отношения наперед признаются принципиально ничем не отличающимися от всяких других, любых, всевозможных отношений между предметами. Все кошки оказываются серыми в сумерках всеобщей структурности, как раньше их нельзя было различить в сумерках универсальной ассоциативности.  [22]

Ах пытался преодолеть ассоциацию с помощью детерминирующей тенденции, новая психология - с помощью принципа структуры, но и там и здесь целиком сохраняются оба основных момента старого учения: во-первых, признание принципиальной тождественности связи слова и значения с связью любых других двух вещей и, во-вторых, признание неразвиваемости значения слова. Так же, как для старой психологии, для новой психологии остается в силе то положение, согласно которому развитие значения слова заканчивается в момент его возникновения. Вот почему смена различных направлений в психологии, так сильно продвинувших вперед такие разделы, как учение о восприятии и памяти, производит впечатление утомительного и однообразного топтания на месте, вращения по кругу, когда дело идет о проблеме мышления и речи. Один принцип сменяет другой. Новый оказывается радикально противоположным прежнему. Но в учении о мышлении и речи они оказываются похожими друг на друга, как однояйцевые близнецы. Как говорит французская пословица, чем больше это меняется, тем больше это остается тем же самым.  [23]

Педагогическая проблема стоит в самом центре новой психологии. Учение об условных рефлексах представляет собой ту базу, на которой должна быть построена новая психология. Условный рефлекс есть имя того механизма, который от биологии переносит нас к социологии и позволяет выяснить самую сущность и природу воспитательного процесса.  [24]

За прогресс личностной культуры нужно бороться именно потому, что он не дается в подарок, но есть объективный процесс, источником которого является творческая деятельность. Анализ воспроизводства культуры делается все более значимым в связи с необходимостью перестройки мышления, выработки новой психологии. Важное значение в этой связи имеет проблема управления развитием культуры, включающей изменение норм и ценностей, решение задачи - превращения прогресса во всех его формах в важнейшую проблему каждого человека.  [25]

Но было бы неверно полагать, что НТР не выдвигает проблем и перед социалистическим об-вом. Ее развитие, как показывает опыт, связано с совершенствованием общественных отношений, перестройкой мышления, выработкой новой психологии, утверждением динамизма как образа жизни, нормы общественного бытия. Она настоятельно требует постоянного пересмотра, обновления сложившихся схем управления.  [26]

Это одно уже с прозрачной ясностью указывает на то, что теоретическая позиция Торндайка совершенно совпадает с исходными точками складывающихся на наших глазах новых психологических систем. И достаточно перелистать только слегка книгу Торндайка, чтобы убедиться в том, что он всецело разделяет основную идею новой психологии - взгляд на всю человеческую психику-и - поведение как на систему реакций организма на внешние раздражения, посылаемые средой, и внутренние раздражители, возникающие в самом организме.  [27]

Улучшение условий жизни сельского населения относится к числу решающих факторов преобразования сел и деревень в благоустроенные поселки. Строя новый, современный дом, мы строим новый крестьянский быт, меняем весь уклад деревенской жизни, создаем нового человека с новой психологией, с новым мировоззрением.  [28]

КПСС, которой пришлось первой прокладывать путь к социализму, по своему опыту хорошо знает, что этот путь нелегок. Ведь речь идет о коренной ломке многих вековых традиций, затрагивающей интересы всех классов и социальных групп, о создании совершенно нового типа общественных связей, о воспитании людей с новой психологией, новым мировоззрением. Речь идет - особенно если иметь в виду отношения между государствами - о преодолении складывавшихся веками национальной розни и недоверия.  [29]

КПСС, которой пришлось первой прокладывать путь к социализму, по своему опыту хорошо знает, что этот путь нелегок. Ведь речь идет о коренной ломке многих вековых традиций, затрагивающей интересы всех классов и социальных групп, о создании совершенно нового типа общественных связей, о воспитании людей с новой психологией, новым мировоззрением.  [30]



Страницы:      1    2    3