Cтраница 3
Таким образом, исследование и изучение архитектурно-пространственной формы в предварительном курсе опиралось на простейшие модели психофизиологии восприятия, учитывающие особенности формирования пространственного зрительного образа и позволяющие описать элементарные закономерности с помощью простых геометрических понятий. [32]
Данные, накопленные нейрофизиологией ( и биологией в целом), а также психологией и психофизиологией в этом направлении, являются весьма полезными для разработки принципиальных аспектов данной проблемы. [33]
В связи с этим психофизиологические аспекты безопасной деятельности составляют разделы психологии и физиологии, называемые психофизиологией безопасности, в которой изучаются закономерности происхождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе безопасной трудовой деятельности. [34]
За эти же годы в институте накоплен обширный материал о гигиенических характеристиках всех факторов производственной среды, психофизиологии труда, профессиограмм на предприятиях добычи, транспортировки, переработки нефти, закономерностей формирования здоровья рабочих, влияния нефти и нефтепродуктов на объекты окружающей среды и население. Разработаны фундаментальные положения научных основ гигиены и физиологии труда, промышленной токсикологии, профессиональной патологии, охраны окружающей среды в нефтяной, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, микробиологической ( на основе нефтехимии) отраслях промышленности. [35]
Таким образом, мы можем оценить прочность этого набора отношений, подтвердить некоторые фундаментальные знания в сфере психофизиологии и, помимо прочего, получить информацию, которая полезна для разработки превентивных стратегий, связанных со старением на работе. [36]
Первый пример решения задачи распределения нагрузок между параллельными агрегатами относится не к области промышленной технологии, а к психофизиологии. Первый закон Госсена гласит: по мере удовлетворения потребности в данном виде материальных благ прирост наслаждения от вкушения этих благ падает. [37]
Данные о влиянии условий труда4 на работника можно получить в результате медико-физиологических исследований, проводимых специалистами по гигиене и психофизиологии труда. Однако ввиду их сложности далеко не каждое предприятие имеет возможность организовать подобные исследования. [38]
Раздел обучающей инструкции Организация рабочего места секретаря формируется исходя из анализа содержания деятельности секретаря, требований эргономики, гигиены и психофизиологии и направлен на проектирование оптимальной организации рабочего места. Под последним понимается зона трудовой деятельности секретаря, оснащенная необходимыми средствами для выполнения функциональных обязанностей. [39]
Исследования этих аспектов могут вестись на основе системного подхода, теории функциональной системы, методологии социальной психологии, психологии личности, дифференциальной психофизиологии. [40]
Исследование процессов поведения человека при осуществлении им целенаправленной деятельности широко рассмотрено в литературе, в - которой анализируются как общие закономерности психофизиологии поведения ( например, [80]), так и отдельные классы задач, связанные с конкретным видом. Изучение особенностей поведения человека в условиях осуществления им целенаправленной деятельности в значительной мере связано с процедурой решения задач и принятия решений. [41]
В нем активно реализуются методы конкретных наук: теории управления, экономического анализа и моделирования, статистики, социологии, психологии и психофизиологии, математики. [42]
Теория обучения в своем развитии все более переходит к мно-гсвариантным отношениям с другими областями науки: философией, социологией, кибернетикой, психофизиологией, экономикой, теорией информации, техникой и др. В этой системе отношений практика учебного процесса все более рассматривается не как исходная платформа для построения новых теоретических положений, а как сфера применения новых научных концепций и. Соответственно эти теоретические положения проверяются путем моделирования и дидактического эксперимента. Такое направление развития теории обучения позволяет закладывать в нее, а затем распространять на учебный процесс больше того, что может быть получено на основе обобщения эмпирических данных. Связь теории обучения с другими областями современной науки позволяет создавать в учебном процессе многоцелевые содержательные комплексы, формы и средства обучения более высокого порядка, в которых могут осуществляться оптимальные, объектив - НЫР контрольно-управляющие, информирующие функции и пути национального поиска решения учебных и научных задач. Электронно-вычислительные машины и связанные с ними технические средства обучения высшего порядка могут в значительной мере служить иллюстрацией этих возможностей. Научно обоснованное использование этих средств позволяет вносить в учебный процесс принципиальные изменения в характере учебной, обучающей и научной деятельности, вводить в нее элементы централизованного управления, саморегуляции в соединении с постоянным анализом состояния системы учебного процесса. Технические средства обучения высшего порядка расширяют возможности преподавателей и студентов в усилении связи обучения с научным исследованием, увеличивают возможности информационного поиска при решении проблемных задач, производят необходимые расчеты, передают управляющие указания другой технике, управляют технологическими процессами, связанными с обучением. Возникающие средства и методы обучения более высоких классов будут последовательно изменять форму и сущность учебного процесса. [43]
Внешними условиями следует считать прогресс науки, техники, общественных отношений, повышение культуры учебного и обучающего труда, а также успехи психологии, психофизиологии и других областей науки, воздействующих на систему и процесс обучения. К внутренним условиям относится все то, что связано с самой системой учебного процесса - с ее построением, функционированием компонентов, с их развитием исходя из природы, целей и задач I обучения. [44]
С другой стороны, в технике заложены возможности резервирования действий человека путем принудительного повышения степени автоматизации при превышении сложности и скорости, допустимой для психофизиологии оператора. [45]