Cтраница 4
Пьеса Дюрренматта приводит к третьей концепции научной деятельности: развитие науки осуществляется путем сведения сложности реального мира к скрытой за ней простоте. В стенах частного санатория для душевнобольных физик Мебиус пытается утаить, что ему удалось успешно решить проблему гравитации, построить единую теорию элементарных частиц и, наконец, сформулировать Принцип Универсального Открытия - источник абсолютной власти. Разумеется, Стремясь наиболее полно раскрыть замысел своей пьесы, Дюрренматт упрощает ситуацию, однако и общее мнение сходится на том, что жрецы храма науки заняты не больше не меньше, как поисками формулы Вселенной. Человек науки, которого молва обычно рисовала как аскета, становится теперь кем-то вроде фокусника, человеком, занимающим особое положение, потенциальным обладателем ключа ко всем природным явлениям, всемогущим ( по крайней мере потенциально) носителем беспредельного знания. Подобное представление о человеке науки вновь возвращает нас к поднятой ранее проблеме: только в rtpo - стом мире ( в частности, в мире классической науки, где сложность лишь скрывает лежащую в основе всего простоту) может существовать такая форма знания, которая дает универсальный ключ ко всем без исключения явлениям природы. [46]
Технически сложная пьеса, исполняемая обыкновенно для показа мастерской игры виртуоза. [47]
Комическая пьеса фарсового характера, пер-вонач, с пением куплетов. [48]
Короткая пьеса шутливого характера для двух, реже трех исполнителей, получившая наибольшее распространение на эстраде. [49]
Но пьесы читают не только насквозь сразу, когда такие заголовки нужны лишь по ходу чтения. Пьесы читают и выборочно ( напр. Им то и дело надо возвращаться к сцене или действию, и оглавление может помочь им быстро найти нужное место, особенно если заголовки в оглавлении будут дополнены тематической частью. Без оглавления излишние затраты читательского времени здесь неизбежны. [50]