Cтраница 1
Пятикнижие не могло быть написано Моисеем, что оно имеет относительно позднее происхождение и что религ. Эти мысли были разгаданы и развиты только в XVII в. [1]
Пятикнижие -; вместе с тем так называется совокупность всех заповедей, будто бы данных богом евр. [2]
Пятикнижие начинается рассказом о том, как бог сотворил вселенную, землю, животных, растения и людей, которых он поместил в Саду Эдем ( Сад Приятный), где жил сам и где люди вели идеальную и беззаботную жизнь, возделывая сад и не ведая ни добра, ни зла. [3]
Пятикнижия, содержащиеся в нем повторения и варианты. [4]
Самаритянское Пятикнижие воспроизводит ту же палестинскую традицию текста, что и масоретский текст; разночтения между ними - это разночтения, неизбежно возникающие в рамках одной версии. Иначе говоря, самаритянская версия обращалась в иудейской среде так же свободно, как и масоретский текст или Септуагинта. [5]
Повествователь Пятикнижия прослеживает и взаимоотношения Авраама с богом. На самом раннем их этапе Ав-рам, которому еще предстоит стать Авраамом, получает приказ ( Быт. И сказал Яхве Авраму: ступай себе из своей страны, и из своей родины, и из дома своего отца в страну, которую я укажу тебе. [6]
Согласно Пятикнижию, бог, поместив человека в Саду Эдем, сказал ему: От всех деревьев сада ешь, а от дерева познания добра и зла - не ешь от него, ибо в день, когда ты поешь от него, смертью ты умрешь ( Быт. Змей, что был хитрее всех зверей полевых, которых создал Яхве-бог ( Быт. Еве самые точные сведения на этот счет: Умереть вы не умрете, ибо знает бог, что в день, когда вы поедите от него, откроются ваши глаза, и вы будете, как боги, знающими добро и зло ( Быт. [7]
Библии ( Пятикнижие Моисеево); 2) пергаментный свиток с текстом Пятикнижия, хранимый в синагоге как предмет религиозного культа. [8]
Ветхого завета является Пятикнижие ( в иудаистской традиции Тора - Учение), автором которого иудейское, а вслед за ним и христианское историческое предание называет Моисея ( Моше), легендарного пророка, предводителя израильтян во время их бегства из дома рабства в Египте. Содержанием исторического процесса Пятикнижие считает возникновение, развитие и углубление союза между Яхве и избранным им народом. [9]
Особое место в Пятикнижии занимает рассказ об исходе евреев из Египта под водительством пророка и законодателя Моисея. Суждения исследователей об его исторической достоверности обнаруживают весьма широкий диапазон. Одни считают, что в целом ( может быть, за исключением явно сказочных подробностей) этот рассказ соответствует действительности; другие думают, что соответствующие события произошли не со всеми израильтянами, а с какой-то их частью; третьи видят в нем вымысел, если не прямую фальсификацию. Для того чтобы внести ясность, необходимо обратиться к Пятикнижию. Конечно, в том виде, как это изложено в Пятикнижии, с инициативой, активным и решающим участием бога, с массой сказочных и эпических подробностей, исхода из Египта не было и быть не могло. Однако вопрос остается: имели ли место когда-либо события, которые послужили отправным пунктом для возникновения ветхозаветной легенды. [10]
Это прежде всего касается Пятикнижия, состоящего из разл. [11]
Пергаментный свиток о текстом пятикнижия, хранимый в синагоге. [12]
В том, что касается Пятикнижия, Спиноза развивает взгляды Ибн Эзры и приводит дополнительные аргументы против авторства Моисея: способ выражения, свидетельства и самый состав всего повествования; рассказ о смерти и погребении Моисея и его сравнение с другими пророками; некоторые местности названы именами, появившимися после предполагаемой жизни Моисея, а исторические рассказы охватывают события, также выходящие за ее хронологические рамки. [13]
Начало новому этапу в изучении Пятикнижия было положено в середине XVIII в. [14]
Появление предания о Валааме в Пятикнижии свидетельствует о том, что литература подобного рода имела хождение в иудейско-израильской среде и имела за собою репутацию высокой авторитетности. О самом Валааме поздняя иудейская традиция ( Баммидбар Рабба, 20, 1, 7) говорит, что он занимал у язычников то же положение, что Моисей у древних израильтян. Очевидно, ветхозаветные пророки вели против этой литературы активную полемику, доказывая, что именно служение Яхве открывает путь к благополучию и праведной жизни. [15]