Cтраница 3
Библии ( Пятикнижие Моисеево); 2) пергаментный свиток с текстом Пятикнижия, хранимый в синагоге как предмет религиозного культа. [31]
Обычно письменная фиксация законов осуществляется в более или менее развитом государстве; законы Пятикнижия определенно имеют в виду классовое ( рабовладельческое) общество. Они содержат положения, ограничивающие права и возможности царя, причем явно имеется в виду не допустить повторения ситуации, возникшей в царствование Соломона. [32]
То, что в других обществах обычно не подлежит законодательному регулированию, в Пятикнижии становится составным элементом государственного законодательства. В то же время жреческое, религиозное по своей природе законодательство поглощает светское право, которое возникло из многовекового обычая, установлено было судебными решениями, волеизъявлением народного собрания и, наконец, царским указом. На смену всем этим источникам права пришел один - божья воля. Закон превращается в божественное Учение, а оно приобретает силу непререкаемого закона. Наконец, законы существуют не сами по себе: они включены в повествование о древнейших судьбах иудейско-израильского общества. Пятикнижие как сборник законов включает в себя ряд однотипных по своей структуре сводок правовых установлений, каждая сводка представляет собой законченное целое: Книга Договора ( Исх. Книга Договора и Кодекс святости образуют в Пятикнижии вместе с рядом дополнительных статей единый комплекс, которому предпосланы Десять заповедей ( Исх. Другой комплекс образует Второзаконие, которому также предпосланы Десять заповедей ( Втор. Все эти собрания законов во многих отношениях повторяют, а по ряду позиций дополняют друг друга. Кроме того, в Пятикнижие включены установления, находящиеся за пределами указанных комплексов. Почему же составитель Пятикнижия пошел именно таким путем. [33]
Прежде всего мы должны обратить внимание на вопрос: насколько точно изложены в Пятикнижии предания, бытовавшие в иудейско-израильской среде. Думается, что его составитель стремился в этом плане достичь максимальной близости к исходным фольклорным версиям, хотя он и исключил ( правда, не полностью) языческую традицию, которую не считал соответствующей монотеистической идее, а потому и истинной. В повествование включены даже те варианты предания, которые противоречат его основным идеям. Мало того, в Пятикнижии излагаются подчас различные варианты преданий об одном и том же событии. [34]
Все изложенное выше показывает, что церковная ( иудаистская и христианская) традиция о возникновении Пятикнижия и ветхозаветных законов не имеет ничего общего с реальной действительностью. Пятикнижие предстает перед нами литературным памятником, чрезвычайно сложным по своей структуре и по своим источникам как в повествовательной, так и в законодательной части. [35]
Другой возможный источник - Книга Доблестного, однако прямые ссылки на нее находятся за пределами Пятикнижия. [36]
Археологические находки последнего времени в Заиор-данье позволяют выявить еще один аспект в истории повествовательной части Пятикнижия. [37]
В результате, однако, независимо от их субъективных намерений разработка документальной гипотезы показала, что Пятикнижие в том виде, как оно дошло до нас, не могло быть составлено до завоевания израильтянами Палестины, не может быть приписано авторству Моисея. [38]
Особую отрасль еврейской побиблейской литературы образуют мидраши ( толкования) - богословские комментарии к отдельным книгам Пятикнижия. Biblia Hebraica ( Еврейская Библия) представляет собой научное издание масоретского текста Ветхого завета. В полностью переработанном виде Biblia Hebraica была опубликована третьим изданием в 1929 г. В его основу был положен Codex Leningradensis - манускрипт В 19 из коллекции Ленинградской государственной публичной библиотеки им. [39]
Предание о грехопадении человека имело, несомненно, глубокий внутренний смысл, очевидный даже в изложении повествователя Пятикнижия. Приспосабливая народное предание к своим целям, пропитывая его яхвистической идеологией, повествователь не сумел вытравить из него черты, по существу, враждебные его тенденции. [40]
Допустим на мгновение, что сам по себе исход из Египта и личность Моисея суть благочестивая фальсификация составителя Пятикнижия или близких к нему лиц. [41]
В дальнейшем из обширной литературы предшествующего периода были выбраны книги, которые, хотя и не пользовались авторитетом Пятикнижия, могли быть рекомендованы для душеспасительного назидательного чтения. Эта работа была начата, по-видимому, уже так называемым Великим Собранием под руководством Ездры, которое, будучи наиболее авторитетным органом власти в Иерусалимской общине, располагало, несомненно, правом отвергать одни книги и апробировать другие ( V в. Традиция ( Бава Батра, 14 б) даже утверждает, что его члены были авторами ряда книг, вошедших в канон. [42]
В книге пророка Исайи ( 21: 16) вместо трех лет наемного работника, что соответствует установлениям Пятикнижия ( Исх. В предании о всемирном потопе фигурирует ( Быт. [43]
Кажется маловероятным, чтобы повествователь допустил элементарный недосмотр: слишком уж резко бросается в глаза несогласованность подобного пассажа с общей тенденцией Пятикнижия. Значительно более правдоподобно другое объяснение: повествователь не мог ни обойти данное предание, ни изменить его, поскольку, по представлениям эпохи, такое изменение разрушило бы общий мировой порядок, частью которого предание является. [44]
Священное Писание иудаистов ( Сфарим) известно также в древнееврейской аббревиатуре как Танах; в него входят Тора ( Учение), или Пятикнижие, авторство которого приписывается пророку Моисею; Нэвиим ( Пророки) - 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера; Кэтувим ( Писания) - 13 книг разнообразного религиозного жанра. Самая древняя часть Ветхого Завета датируется X в. Работа по составлению канонизированного варианта Танаха была завершена в III - II вв. [45]