Высшее развитие - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Теорема Гинсберга: Ты не можешь выиграть. Ты не можешь сыграть вничью. Ты не можешь даже выйти из игры. Законы Мерфи (еще...)

Высшее развитие

Cтраница 2


При десятерной полезности развития и удержания за собой внутреннего рынка сравнительно с поисками богатств вне страны, подчеркивал Лист, и во внешней торговле достичь большего значения может та нация, которая довела фабрично-заводскую промышленность до степени высшего развития.  [16]

За каждым из нас присматривает благое, лишь кажущееся строгим провидение, которое не позволит, чтобы мы стали игральным мячом сверхмощных и беспощадных сил природы; даже смерть есть вовсе не уничтожение, не возвращение к неорганической безжизненности, но начало нового вида существования, ведущего по пути высшего развития. И, с другой стороны, те же нравственные законы, которые установлены нашими культурами, царят над всеми событиями в мире, разве что всевышняя инстанция, вершащая суд, следит за их исполнением с несравненно большей властностью и последовательностью, чем земные власти. Всякое добро в конечном счете по заслугам вознаграждается, всякое зло карается, если не в этой форме жизни, то в последующих существованиях, начинающихся после смерти. Таким образом, все ужасы, страдания и трудности жизни предназначены к искуплению; жизнь после смерти, которая продолжает нашу земную жизнь так же, как невидимая часть спектра примыкает к видимой, принесет исполнение всего, чего мы здесь, может быть, не дождались. И неприступная мудрость, управляющая этим процессом, всеблагость в нем выражающаяся, справедливость, берущая в нем верх, - все это черты божественных существ, создававших нас и мир в целом.  [17]

Так как эту науку строили, во-первых, экономисты-классики, открывая закон стоимости и основное деление общества на классы, - так как эту науку обогащали далее, в связи с ними, просветители XVIII века борьбой с феодализмом и поповщиной, - так как эту науку двигали вперед, несмотря на свои реакционные взгляды, историки и философы начала XIX века, разъясняя еще дальше вопрос о классовой борьбе, развивая диалектический метод и применяя или начиная применять его к общественной жизни, - то марксизм, сделавший ряд громадных шагов вперед именно по этому пути, есть высшее развитие всей исторической и экономической, и философской науки Европы.  [18]

Анализ раздражений начинается уже в рецепторном аппарате, разные элементы которого реагируют на различные по характеру раздражения; элементарный анализ производят и низшие отделы нервной системы. Высшего развития процессы анализа достигают в коре полушарий большого мозга.  [19]

Сущность политической эмансипации представлена полным развитием современного государства, и это государство есть вместе с тем и совершенное христианское государство, ибо хри-стианско-германское государство, государство привилегий, еще несовершенно: оно есть еще теологическое, не выявившееся в своей политической чистоте государство. Политическое же государство в своем высшем развитии не требует ни от еврея упразднения иудейства, ни от человека вообще упразднения религии. Оно эмансипировало евреев и по существу своему должно их эмансипировать. Тем не менее и там, где конституция определенно устанавливает независимость политических прав от религиозных убеждений - и там человека, не имеющего религиозных убеждений, не считают порядочным человеком. Таким образом, религия не противоречит завершенности государства. Политическая эмансипация еврея, христианина, вообще человека религиозных убеждений, является эмансипацией государства от иудейства, от христианства - вообще от религии. Государство может освободиться от определенного ограничения, в то время как человек еще не будет от него свободен, и в этом - предел политической эмансипации.  [20]

Развитию одной-единственной деятельности приносятся в жертву все прочие физические и духовные способности. Это калечение человека возрастает в той же мере, в какой растет разделение труда, достигающее своего высшего развития в мануфактуре.  [21]

Осмотревшись в Академии, ознакомившись с требованиями Устава и существующими академическими порядками, я приведен был к заключению, что действительность вовсе не соответствует намерениям законодателя. Академия должна бы, казалось, соединять в себе по возможности все те научные силы, которые первенствуют в России - она должна бы ( по словам одного из моих уважаемых сочленов) служить зеркалом, отражающим состояние русской науки в ее высшем развитии. Стараясь, по Уставу, обогащать человеческие знания новыми открытиями и стремясь к поощрению русской науки, Академия должна бы по возможности усердно пополнять свои ряды достойными работниками. Устав прямо предписывает даже ( § 74 - й) назначать, при открытии вакансий адъюнкта, конкурс объявлением в ведомостях, чтобы всякий из русских ученых, чувствующий себя способным, прислал в доказательство своих знаний или напечатанную книгу или диссертацию, им сочиненную. В самом деле, чем больше работающих, тем больше полезных результатов, и лишь недостаток достойных ученых мог бы, казалось, извинять существование в Академии вакантных мест, а между тем я постоянно видел вакансии незамещенными, а русских натуралистов, имеющих все права на их замещение, оставляемыми в стороне. Мнение большинства русских внеакадемических ученых вполне признавало за этими натуралистами их права; права эти не трудно было доказать и печатными отзывами ученых чужестранных, но Академия молчала, как бы не замечая того, что, по самому существу своих обязанностей, она должна бы видеть, знать и признавать. Непризнавание ученых русских сил первенствующим ученым сословием России казалось мне тем страннее, что § 34 - й Устава дает Академии даже право избирать в свою среду отличных ученых хотя бы и не было вакансий; тот же параграф позволяет ей присоединять к себе известных ученых и по тем наукам, которые в Уставе не показаны. Правда, в § 34 прибавлено, что жалованье назначается в этих случаях из экономических сумм, а экономические суммы, бывшие прежде в руках Академии, отобраны у нее со времени введения единства кассы, но едва ли можно сомневаться, что нашлись бы ученые, готовые и без особого вознаграждения, в видах пользы русской науки, принять на себя почетное звание и несложные обязанности академика, если бы они получили на то предложение Академии. С другой стороны, трудно думать, чтобы правительство не удовлетворило в подобных случаях ходатайства Академии о назначении ей особых экстренных сумм, подобно тому, как назначаются они сверхштатным профессорам университетов.  [22]

В 1874 г. академики А.М.Бутлеров и Н. Н. Зинин предложили ввести Менделеева в Академию наук. Казалось бы, писал в связи с этим Бутлеров, Академия должна была бы соединить в себе, по возможности, все научные силы, которые первенствуют в России, и она должна была бы служить зеркалом, отражающим состояние русской науки в ее высшем развитии. Но в результате махинаций реакции кандидатура Менделеева не была поставлена на баллотировку при выборах в Академию наук.  [23]

Власть императора была не властью частной собственности, а суверенитетом эмпирической воли как таковой, суверенитетом, который отнюдь не рассматривал частную собственность как связь между собой и своими подданными, а, напротив, распоряжался произвольно частной собственностью, как и всеми остальными социальными благами. Хотя своего высшего развития право частной собственности, частное право, достигло в императорский период, но развитие этой частной собственности явилось, скорее, следствием политического разложения, а не политическое разложение явилось следствием развития права частной собственности. К тому же, в Риме государственное право, находившееся в процессе разложения, было упразднено как раз к тому моменту, когда частное право достигло своего высшего расцвета. В Германии же дело обстояло наоборот.  [24]

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ, первая в истории человеческого общества классовая обществ. Рабство возникло на бане разложения первобытнообщинного строя, как свидетельствуют нсторич. Азии и Африки и достигло своего высшего развития в Др.  [25]

Двойственный характер труда, создающего товар, порождает товарный фетишизм. Общественные отношения между людьми принимают иррациональную форму отношений между вещами. С возникновением денег товарный фетишизм достигает своего высшего развития.  [26]

Накопление золота и серебра у древних народов первоначально являлось привилегией жрецов и царей. При капитализме товарное произ-во и товарный фетишизм достигают высшего развития.  [27]

Московская губерния ежегодно в норме дает около 6 пуд. Там не наступает от этого никаких экономических затруднений, недостающий хлеб покупается на счет развития иных видов промышленности, особенно торговой, заводской и фабричной, хотя своего хлеба достает только до конца зимы; и благосостояние там не менее, чем в остальных краях России. В Англии оно еще выше, хотя там при высшем развитии земледельческой промышленности собирают всего лишь по 4 с небольшим пуда пшеницы на жителя, а потребляют, как всюду, около 10 пуд. Голландия, Бельгия, Франция и Германия также на счет развитой промышленности не только наверстывают свой хлебный недород, но и развивают благосостояние.  [28]

29 Распределение статистиков и ученых по общей их одаренности. [29]

В качестве примера назовем математические или, еще яучше, филологические способности. Эти последние стоят на первом месте у филологов, но зато у общественников они отходят уже на одиннадцатое место, а у математиков, естественников и ид-жеперов они и вовсе, по-видимому, не играют никакой роли, занимая самое последнее место. Достигая высшего развития у математиков, они даже у инженеров отходят уже на седьмое место, а во всех остальных циклах наук оказываются еще ниже, в том числе у общественников и филологов - на последнем ( пятнадцатом) месте. Характерно, что такие специальные способности обладают какой-то взаимоисключающей друг друга популярностью. В той области труда, где одна из них достигает максимального развития, другая наоборот, обретается Б минимуме, ж обратно. Словно одна из них развивается за счет атрофирования другой.  [30]



Страницы:      1    2    3    4