Cтраница 2
Расчеты экономической эффективности капитальных вложений следует проводить на всех стадиях разработки пятилетних и годовых планов экономического и социального развития, а также основных направлений экономического и социального развития на перспективу. Их необходимо осуществлять при разработке комплексных программ научно-технического прогресса, целевых комплексных научно-технических программ, отдельных технико-экономических проблем развития и размещения отраслей народного хозяйства, при строительстве объектов в отраслях непроизводственной сферы, при оценке природоохранных мероприятий и при решении других народнохозяйственных проблем. [16]
Трудовые коллективы производственных объединений ( предприятий) принимают самое активное участие в разработке пятилетних и годовых планов и выполнении плановых заданий. Их активное участие обеспечивает эффективное использование производственных мощностей и материальных ресурсов, повышение производительности труда, улучшение условий труда и быта, укрепление плановой, технологической и трудовой дисциплины. [17]
Во второе издание ( первое 1971 г.) включен материал по капиталовложениям, разработке пятилетних и годовых планов, фондам экономического стимулирования. [18]
Методическими указаниями Госплана СССР по планированию ПИР ( 1982 г.) установлен следующий порядок разработки пятилетнего и годового плана ПИР. [19]
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о совершенствовании хозяйственного механизма поставлена задача обеспечить разработку пятилетних и годовых планов на основе точных экономических и инженерных расчетов, не допуская установления плановых заданий только из сложившейся динамики соответствующих показателей. Чтобы решать эти и целый ряд других задач совершенствования планирования ( см. I) и управления ( см. I), необходимо систематически глубоко и комплексно анализировать положение дел, постоянно иметь необходимый минимум исходной технико-экономической информации. Для решения этой задачи министерствам было поручено обеспечить составление паспорта на каждое производственное объединение ( предприятие), а в последующем осуществлять ежегодное его уточнение. [20]
Лимиты ( прирост) численности рабочих и служащих объединения и предприятия определяют самостоятельно на основе утверждаемых показателей и согласовывают с территориальными плановыми органами на стадии разработки пятилетних и годовых планов. [21]
Лимиты ( прирост) численности рабочих и служащих объединениями и предприятиями определяют на основе показателей по росту производительности труда и согласовывают с территориальными плановыми органами на стадии разработки пятилетних и годовых планов. При утверждении экономических нормативов объединениям, предприятиям и организациям должно быть обеспечено соответствие между размерами отчислений от прибыли в государственный бюджет, фонда заработной платы, фондов экономического стимулирования по объединениям, предприятиям и организациям и их размерами по министерству, ведомству в целом. [22]
Существенно отличается от совокупности оценочных показателей эффективности производства в целом по предприятию и объединению применяемая на практике совокупность показателей, предложенная для планирования эффективности промышленного производства в типовых методиках разработки пятилетних и годовых планов. [23]
Для отражения годового экономического эффекта, а также составляющих его элементов и других показателей эффективности новой техники, изобретений и рационализаторских предложений в показателях, нормах и нормативах, применяемых при разработке пятилетних и годовых планов, расчет экономического эффекта ведется на плановые объемы новой техники каждого года пятилетки. Результаты расчетов учитываются - в соответствующих показателях планов, а также в балансах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. [24]
Для отражения годового экономического эффекта, а также составляющих его элементов и других показателей эффективности новой техники, изобретений и рационализаторских предложений в показателях, нормах и нормативах, применяемых при разработке пятилетних и годовых планов, расчет экономического эффекта ведется на плановые объемы новой техники каждого года пятилетки. Результаты расчетов учитываются в соответствующих показателях планов, а также в балансах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. [25]
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. специально указывается, что партийные, профсоюзные и комсомольские организации, хозяйственные органы обязаны обеспечить активное участие трудовых коллективов ПО ( предприятия) в разработке пятилетних и годовых планов, а также в осуществлении контроля за их исполнением. [26]
Научный подход к решению плановых задач означает прежде всего применение марксистско-ленинской теории и, в частности, учет объективных экономических законов социализма при разработке основных вопросов планирования народного хозяйства. В процессе разработки пятилетних и годовых планов используются научно обоснованные методы планирования, средства вычислительной техники и экономико-математические модели для решения ряда задач, например разработки оптимальных планов. Это позволяет составлять несколько вариантов плана развития отрасли и выбирать оптимальный. [27]
Его основными функциями в области нормирования труда являются: разработка и организация выполнения мероприятий по совершенствованию нормирования труда; координация деятельности всесоюзных объединений в области нормирования труда; разработка отраслевых пятилетних и годовых планов по совершенствованию нормирования труда, организация разработки отраслевых, участие в разработке межотраслевых норм и нормативов по труду, подготовка перечня норм и нормативов, которые являются обязательными для расчета технически обоснованных норм по труду; систематические проверки действующих в отрасли норм и нормативов по труду в целях улучшения их качества; организация работы по своевременной замене и пересмотру действующих норм и нормативов по труду, проверка календарных планов пересмотра норм, установленных заданиями по росту производительности труда; учет совместно с соответствующим центральным ( республиканским) комитетом профсоюзов при подведении итогов социалистического соревнования обязательств по повышению уровня нормирования труда; информирование предприятий об издаваемых межотраслевых и отраслевых нормативах по труду и своевременное обеспечение их этими материалами. [28]
Расчеты экономического эффекта находят отражение в существующих системах планирования деятельности народного хозяйства, отраслей, предприятий. Так, результаты расчетов экономического эффекта в целом, а также составляющих его элементов и других показателей эффективности новой техники отражаются в показателях, нормах и нормативах, применяемых при разработке пятилетних и годовых планов социально-экономического развития производственных звеньев, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование, исходя из плановых объемов внедрения новой техники в соответствующем году. [29]
Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений, утвержденная Госпланом СССР и Госстроем СССР в 1981 г. В развитие Типовой методики в отдельных отраслях разрабатывают отраслевые Инструкции по определению аналогичной экономической эффективности с соответствующими примерами ее расчета. В Типовой методике изложены методы обоснования экономической эффективности капитальных вложений в комплексные и целевые программы, в развитие и размещение отраслей народного хозяйства, мероприятия по улучшению планирования и усилению воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности общественного производства и качества работы. Ее используют при выявлении резервов интенсификации производства, анализе выполнения планов и проектов строительства на всех стадиях разработки пятилетних и годовых планов экономического и социального развития, планов на 10 - 15 лет и более длительную перспективу. [30]