Cтраница 2
В связи с увеличением в общем объеме вредных выбросов в окружающую среду доли выбросов автомобильного транспорта, превышающей в крупных городах 70 %, особо важное значение приобретает применение соответствующих присадок к автомобильным бензинам, дизельным топливами, разработка полифункциональных присадок к минеральным маслам, обладающих комплексным действием, и организация производства модифицированных нефтепродуктов с улучшенными экологическими свойствами. [16]
В основном это продукты, содержащие органические соединения щелочных и щелочноземельных металлов; имеются также композиции на основе полимеров некоторых эфиров и др. Торговый ассортимент диспергирующих присадок за рубежом очень велик, в последние годы он пополняется главным образом за счет разработки присадок к реактивным топливам, предназначенным для сверхзвуковой авиации. [17]
Ассортимент очистителей карбюратора. [18] |
В литературе также встречается марка Афеи-1. Она получена на промежуточной стадии разработки присадки Автомаг и содержит 10 - 20 % амида, 10 - 2 неонола и растворитель - веретенное или индустриальное масло. [19]
Следует отметить, что эта проблема всегда была одной из самых трудных при разработке присадок к любым топливам, в том числе к бензинам. Достаточно сложной она оказалась и при разработке присадок к дизельным топливам. Присадки, содержащие активные металлы, являются наиболее эффективными нейтрализаторами образующихся кислот, вместе с тем они способствуют накоплению в камере сгорания осадков, состоящих главным образом из солей и окислов металлов. [20]
Ездовые циклы. а - городской. 6 - загородный. [21] |
В исследовательских целях для оценки эффективности разрабатываемых присадок изучаются их влияние на межфазное натяжение топлива на границе с воздухом или водой, критическая концентрация мицеллообразования и другие показатели, характеризующие присадку как поверхностно-активное вещество. Знание этих показателей совершенно необходимо при разработке присадок, но для потребителей они малоинформативны, поскольку неоднозначны и требуют квалифицированного толкования. [22]
Одновременно выявлено два серьезных недостатка присадки сульфофрезола: образование на поверхности вкладышей подшипников мельчайших следов коррозии и повышение нагарообразо-вания из-за сгорания содержащегося в сульфофрезоле нигрола. В связи с этим возникла необходимость в разработке сернистой присадки, свободной от указанных недостатков. [23]
Обзор вновь предложенных присадок позволяет придти к заключению, что в последнее время наметилось новое направление в разработке антиосадко-образующих присадок, основанное на использовании галоид - и фосфорорганических соединений. [24]
Коррозия свинцовой и медной пластинок ( Pb / Cu. [25] |
Исследования показали, что при работе в форсированном двигателе, снабженном подшипниками из свинцовистой бронзы, компонентом антифрикционного слоя, подверженным коррозии в масляной среде, может быть не только свинцовосоставляющая, но также и медная. Коррозионно агрессивными по отношению к меди являются сульфидные присадки. При разработке сульфидных присадок к моторным маслам с целью повышения х противозадирных свойств необходимо детально исследовать химическую природу вводимых сульфидных соединений и их влияние на коррозию не только свинца, но и меди. Коррозионность масла с такими присадками может оцениваться в приборе ДК-НАМИ. [26]
Выгодно или нет вырабатывать топлива со стабилизирующими присадками, зависит от альтернативных вариантов. Расчеты, выполненные во ВНИИ НП при разработке присадки ВЭМС, показали, что затраты на введение присадки и гидроочистку соответствующего количества топлива сравнимы между собой и составляют 1 - 2 % от стоимости топлива. Поэтому однозначный ответ может быть дан исходя из конъюктуры, складывающейся на конкретном предприятии. Следует также иметь в виду, что использование стабилизирующих присадок не является полноценной альтернативой гидроочистке. Повышая химическую стабильность топлив, они не обеспечивают улучшения других показателей, которые достигаются при гидроочистке, прежде всего - снижения концентрации в топливе серы. [27]
Чрезвычайно важно, чтобы присадка не удалялась из продукта при различных физических процессах, которым этот продукт может подвергаться в ходе различных процессов нефтепереработки. Удаление присадки может привести к значительному снижению ее концентрации, особенно вследствие применения чрезвычайно малых дозировок. Действительно, одна из основных трудностей, которые пришлось преодолеть при разработке присадки, заключалась в обеспечении ее стабильности в присутствии воды, которая часто содержится в нефтепродуктах в различных стадиях их производства или хранения в виде отдельной фазы. Было обнаружено, что один из компонентов, считавшихся перспективным в начальной стадии работ, сравнительно легко выщелачивался водой. [28]
Для оценки адгезионных свойств присадки было выбрано поверхностное натяжение на границе с воздухом и краевой угол смачивания продуктом баночной жести. Углеводороды, образующие комплекс с карбамидом, имеют более высокие прочностные свойства и повышенную хрупкость, тогда как разветвленные и циклические углеводороды, не образующие комплекс, характеризуются более высокой пластичностью и адгезионными свойствами. Поэтому при разработке скользящей присадки необходимо было создать продукт, обладающий не только совокупностью определенных свойств, но и определенным химическим составом. [29]
Жесткость условий работы двигателя внутреннего сгорания непрерывно повышается; растет потребление масел с улучшенными эксплуатационными характеристиками. В некоторых областях применения такой способ позволяет получить вполне удовлетворительные результаты, в других - высокая дозировка присадок не устраняет возникающих трудностей или даже создает новые. Поэтому проводятся обширные исследования по разработке новых усовершенствованных присадок. Большой объем исследований посвящен разработке беззольных присадок, частично вследствие ряда их преимуществ, обусловленных отсутствием металла, а частично и в связи с тем, что такие присадки до сего времени не изучались так детально и тщательно, как мыла и соли металлов. Ниже рассматриваются некоторые направления исследований в важнейших областях применения масел. [30]