Cтраница 2
Механизированные шаберы используют при монтаже и ремонте электрических машин для шабрения подшипников скольжения и плоскостей разъема станин. Шабер с пневматическим приводом ( рис. 4) состоит из следующих основных частей: корпуса с рукояткой, ротативного пневматического двигателя и шатунно-кривошипного механизма. Сжатый воздух под давлением, проходя через отверстие / рукоятки и регулирующий клапан, поступает в статор 4 двигателя, где, ударяясь о четыре лопатки, заставляет вращаться ротор. В зависимости от подачи воздуха частота вращения ротора может изменяться в пределах 8000 - 12 000 об / мин. [16]
К числу мелких операций необходимо причислить операции фрезерования фланцев 4 смотровых люков, площадок 5 под установку марки завода; операции сверления и торцевания отверстий для подвода централизованной жидкой смазки; операции сверления и развертывания отверстий под шпонки в разъеме станины с крышкой, предназначенные для предотвращения смещения крышки относительно станины в продольном направлении. Вся эта работа, как правило, выполняется за одну установку станины одновременно двумя расточными станками. Попутно в этой же операции производят сверление всех резьбовых отверстий на фланцах и площадках. [17]
Необходимость разъема станины диктуется условиями сборки машин - трудностями, связанными с вводом в станину якорей большого диаметра, а также условиями транспортировки их по железной дороге. Разъем станин часто бывает вызван еще и тем, что производственная мощность литейных цехов не всегда позволяет изготовлять столь крупногабаритные и тяжелые отливки. Иногда приходится устраивать дополнительный разъем в вертикальной плоскости. Стыки в вертикальной плоскости сбалчивают при механической обработке станин и в дальнейшем не разбирают. Чтобы обеспечить точность сборки, в стыковых плоскостях разъемных станин устанавливают фиксирующие штифты. [18]
Разъемная станина машины постоянного тока. [19] |
При диаметре свыше 1 м станины машин постоянного тока делают разъемными. Обычно такие машины выполняют, на стояковых подшипниках, и отсутствие разъема станины мешает использованию тех преимуществ монтажа, которые открывают разъемные стояковые подшипники. В литых станинах к каждой половине станины приливают массивные полки для стягивающих болтов. При сварной конструкции для стягивающих болтов к верхней половине станины приваривают легкие бобышки ( рис. 3 - 13), через которые болты 6 ввертывают в плоскость разъема нижней половины. [20]
Установка парных станин для совместного фрезерования. [21] |
Первоначально на стол и призмы устанавливается одна станина и выверяется в горизонтальной плоскости с точностью до 0 1 мм. Станину выверяют гидрометрическими приборами ( см. рис. 262), которые устанавливают на плоскости разъема станины. После выверки на первую станину устанавливается вторая, их собирают на болты и прихватывают электросваркой во избежание смещения при обработке. Фрезерование плоскостей лап выполняется за несколько проходов фрезами. Измерение производится скобами или штихмасом от линейки. [22]
Основной деталью приводной часть насоса является литая чугунная станина. В ней размещаются направляющие для крейцкопфа, роликоподшипники кривошипного и трансмиссионного валов, расположенные на линии разъема станины с крышкой. Нижняя задняя часть станины представляет собой масляную ванну. [23]
Затем приступают к проверке параллельности осей мотылевой и креицкопфнои головок шатуна. Для этого в крейцкопфную головку вставляют длинную точеную скалку и при помощи индикатора на стойке проверяют параллельность скалки и разъема станины при вертикальном и двух крайних наклонных положениях шатуна ( фиг. [24]
Станина 4 сделана разъемной для упрощения монтажа и транспортировки машины. Половины обода согнуты из толстой листовой стали. Разъем станины проходит не по горизонтальному диаметру, а несколько выше, так как на концах горизонтального диаметра установлены дополнительные полюса. Таким образом, при разборке машины все полюса остаются на месте и надо только разъединить соединительные провода между катушками. В старых конструкциях к обеим половинам обода приваривались или отливались массивные брусья вдоль всей длины станины и через них проходили болты, скрепляющие верхнюю половину обода с нижней. Болты ввертываются непосредственно в плоскость разъема нижней половины. [25]
Форма сечения станины.| Статорный лист с полюсами. [26] |
Станины машин большой и крупной мощности имеют, как правило, разъем в горизонтальной плоскости. Исполнение станины из двух половинок дает возможность получить более доброкачественную в отношении отсутствия раковин стальную отливку. В крупных машинах разъем станины, кроме того, облегчает сборку, ремонт и транспортировку машины. [27]
Они соединены последовательно с якорем и поэтому выполняются из проводов большого сечения. Компенсационные обмотки состоят из изолированных стержней 3 ( рис. 194) прямоугольного сечения которые вставляют с торца полюса в пазы полюсных наконечников. Их соединяют в последовательную цепь при помощи медных дуг 2, которые припаивают к концам стержней. В местах разъема станины паяные соединения заменяют болтовыми. [28]
Станины крупных электрических машин переменного тока диаметром более 4 м, а также машин постоянного тока даже меньших размеров делают разъемными. В машинах переменного тока это упрощает монтаж, но создает дополнительные трудности, заключающиеся в пригонке стыков шихтованного сердечника статора и закладывании катушек статора после соединения половин станины. Это особенно трудно в двухполюсных машинах в связи с большим сечением сердечника. Вот почему даже самые крупные турбогенераторы выполняют без разъема станины в горизонтальной плоскости. Наоборот многополюсные синхронные гидрогенераторы делают разъемными обычно на шесть частей. [29]
Сначала на фундаментную плиту монтируют стояки подшипников и выверяют совпадение их осей с осью машины с помощью монтажной струны. Затем на плиту, сняв монтажную струну, устанавливают нижнюю половину статора. Восстанавливают осевую монтажную струну и выверяют по ней при помощи микроштихмасов положение расточки нижней половины статора. Укладывают ротор шейками вала в нижние вкладыши подшипников. Проверяют плотность прилегания вала к вкладышам на краску и пригоняют подшипники. Регулируют воздушный зазор между ротором и нижней половиной статора, изменяя толщину пакетов подкладок пбдг. Затем производят центровку валов агрегата, после чего тщательно очищают плоскости разъема обеих половин статора. Листы активной стали половин сердечника в стыке не должны выступать из плоскости более чем на 0 2 мм. Если выступ листа превышает 0 2 мм, то его аккуратно опиливают или сшабривают, очищают стальной щеткой и продувают сжатым воздухом. Проверяют зазор в разъеме станины: для плотности стыка активной стали необходимо, чтобы плоскость разъема последней выступала над плоскостью разъема станины на 0 15 - 0 20 мм на каждой половине-статора. В монтаже машин постоянного тока эта операция отсутствует. [30]