Cтраница 2
Схема проверки параллельности плоскостей разъема шатуна индикаторным приспособлением. / - стопорный винт. 2 - индикатор. 3. [16] |
Если слой металла, снятый шлифованием с плоскостей разъема крышки, не превышает 0 3 мм, а с плоскостей разъема шатуна 0 2 мм для дизелей и соответственно 0 4 и 0 3 мм для карбюраторных двигателей, то шатун собирают, затягивают гайки нормальным усилием затяжки и растачивают, а затем шлифуют под нормальный размер. [17]
У двигателя ЯМЗ-236 ввиду больших размеров нижней головки плоскость разъема шатунного подшипника повернута по отношению к продольной оси шатуна, что обеспечивает проход шатуна через цилиндр. Мелкие трапециевидные шлицы на поверхностях разъема шатуна и крышки повышают надежность их соединения. [18]
При больших размерах нижней головки ( у двигателя ЯМЗ-236) плоскость разъема шатунного подшипника повернута по отношению к продольной оси шатуна, для того чтобы шатун мог проходить через цилиндр при сборке. Мелкие трапециевидные шлицы на поверхностях разъема шатуна и крышки повышают надежность их соединения. [19]
Если вкладыши провернулись в нижней головке шатуна, то головка изношена и новые вкладыши в ней не зажмутся. Для восстановления номинального размера нижней головки с плоскостей разъема шатуна и его крышки фрезеруется или шлифуется слой металла толщиной до 0 25 мм. После этого шатун собирают и болты затягивают нужным моментом. Появившийся припуск на обработку позволяет проточить и прошлифовать нижнюю головку под номинальный размер. Обработанная поверхность должна быть не ниже 8-го класса шероховатости. [20]
Зазор между вкладышем и шатунной шейкой должен быть в пределах от 0 05 до 0 08 мм. Если величина зазора не соответствует данным требованиям, то изменяют суммарную толщину металлических прокладок в разъеме шатуна, после чего затягивают шатунные болты и контрят их. [21]
Допустимый износ поршневых колец. [22] |
При выработке отверстий в головках шатуна более чем до А3 втулку верхней головки заменяют. Запрессовку производят с натягом 0 01 - 0 02 мм. При износе нижней головки число прокладок в разъеме шатуна уменьшают или спиливают плоскость разъема с последующим пришабри-ванием по шейке вала. Если при этом линейный мертвый зазор окажется выше допустимого, шатун необходимо залить баббитом или заменить. Шатунные болты с сорванной резьбой заменяют. [23]
Измерение ширины калиброванной проволоки. [24] |
Вкладыши подшипников изнашиваются быстрее, чем шейки вала и поэтому при текущем ремонте их обычно заменяют. Вкладыши всегда заменяют парами. Категорически запрещается для уменьшения зазора в подшипниках опиливать плоскости разъема шатуна и его крышки. Такие шатуны без восстановления номинального размера диаметра нижней головки в дальнейшем для установки новых вкладышей непригодны. [25]
Вкладыши заменяют новыми без каких-либо подгоночных операций и только попарно. Замена одного вкладыша из пары не допускается. Запрещается п-ришабривать рабочие поверхности вкладышей, а также опиливать или пришабривать их стыки для достижения необходимого зазора в сопряжении. Категорически запрещается закладывать прокладки между вкладышами и постелью, опиливать и пришабривать плоскости разъема шатуна и крышки подшипника. При слабой посадке вкладышей может происходить выработка их постелей, а после опиловки плоскостей разъема шатуна или крышки нарушаются размер и правильность формы посадочного гнезда. Установка подкладок между постелями и вкладышами нарушает правильность формы отверстия подшипника и ухудшает отвод тепла от поверхностей трения к шатуну. [26]
Коленчатый вал 8 цельнокованый, с противовесами и пустотелыми шейками, имеет на обоих концах фланцы для присоединения потребителя мощности. Коренные и шатунные подшипники стальные, залиты свинцовистой бронзой. К заднему фланцу коленчатого вала крепится маховик с зубчатым венцом. Шатун 2 ( рис. 166) штампованный, с косым разъемом нижней головки; на поверхностях разъема шатуна и крышки имеются треугольные шлицы. В верхней головке шатуна запрессована стальная втулка с заливкой из свинцовистой бронзы. [27]
Вкладыши заменяют новыми без каких-либо подгоночных операций и только попарно. Замена одного вкладыша из пары не допускается. Запрещается п-ришабривать рабочие поверхности вкладышей, а также опиливать или пришабривать их стыки для достижения необходимого зазора в сопряжении. Категорически запрещается закладывать прокладки между вкладышами и постелью, опиливать и пришабривать плоскости разъема шатуна и крышки подшипника. При слабой посадке вкладышей может происходить выработка их постелей, а после опиловки плоскостей разъема шатуна или крышки нарушаются размер и правильность формы посадочного гнезда. Установка подкладок между постелями и вкладышами нарушает правильность формы отверстия подшипника и ухудшает отвод тепла от поверхностей трения к шатуну. [28]
Проверка шатуна крупных компрессоров. [29] |
Перпендикулярность осей стержня и отверстий шатуна проверяют отвесом, струна которого при горизонтальном поло-жени контрольных скалок должна совпадать с продольной разметочной риской. Для совмещения струны отвеса вверху и внизу с риской шатун слегка наклоняют и в случае необходимости поддерживают. На рис. 228, б показана проверка на скрученность шатуна. Если ее определяют на плите, то используют индикатор, а если на верстаке или на полу, то применяют уровень. Шатуны с погнутостью или скрученностью, более допустимой ( 0 05 мм на длине 100 мм), подвергают правке, используя для этих целей специальные рычаги или струбцины на винтовом или гидравлическом прессе. При износе втулки шатуна ее заменяют новой путем запрессовки. Поврежденные поверхности разъема шатуна или крышки устраняются при-пиливанием и шабровкой с проверкой на краску. При этом обязательно проверяют параллельность плоскостей разъема поверхности отверстия нижней поверхности отверстия нижней головки. [30]