Cтраница 3
При сильном противном вет ре самый кузов парохода, рангоут и все снасти его парусят и замедляют ход. [31]
Поверх вант на топы стеньг и брам-стеньг надевают фордуны ( см. фиг. На малых судах нек-рые части сто гчего такелажа не устанавливают и рангоут все более упрощают по мере уменьшения размеров судна. Штаги мачт идут к палубе и укрепляются к обухам: ф о р-ш таги у бугшприта, грот-штаги у фок-мачты, а к р го и с-ш таги у грот-мачты. Фок - и грот-мачты укрепляются двумя, крюйс-мачга-одним штагом. Стеньги укрепляются стен ь-ш тагами, идущими к марсам, кроме фор-стень-штага, к-рый кренится у нока бугшприта. Брам-штаги и бом-брам-штаги крепятся у салинга или марса или утлегаря. Утлегарь-штаг и бом-утлегарь-штаг идут вниз к ноку мартин-гика и к корпусу судна. [32]
Паруса, не прикрепленные к реям, поднимаются за верхний угол фалами, к-рые проходя через блок, укрепленный на мачте, опускаются на палубу. При этом длинная ( внешняя) шкаторина ( край) паруса скользит вделанными в нее кренгельс а-м и ( кольцами) вдоль натянутого между частями рангоута леера. Для управления нижними углами реевых парусов служат ввязанные в оба угла шкоты и галсы. [33]
ПАРУСИНА - тяжелая плотная льняная или полульняная ткань из толстой пряжи. Первоначально употреблялась для парусов ( отсюда назв. Применяется неотделанная или пропитанная особыми составами для изготовления брезента, верха обуви, а также для пошива спец. ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ Судна - совокупность парусов, а также рангоута, такелажа, палубных механизмов парусного судна, предназнач. [34]
А для перехода от числа тонн полной ( то есть, не вычитая из емкости судна пространства, занятого машиною, котлом и др.) вместимости к весу в пудах следовало бы отличать не только железные суда от деревянных, но и паровые от парусных, потому что парусная система весит менее чем паровая машина. Но так как ныне в таможенных отчетах различены лишь железные суда от деревянных и разность паровых от парусных судов незначительна, то принято, что тонна полной вместимости отвечает для железных судов 88 пудам, а для деревянных 120 пудам веса судна. Переход от тонн вместимости к пудам веса, заключая в себе некоторый произвол ( потому что в действительности вес зависит от толщины обшивки, веса машины, рангоута, такелажа и прочих различных частей судов), полезен только для соображений о размере пошлин и для однообразия сведений о товарах, приобретаемых за границею. С 9 июня 1887 г. по 1 января 1889 г. пришло 24 судна железных, вместимостью до 100 тонн, с общею вместимостью ( находимою по размеру полученных таможенных пошлин) 860 тонн, 15 судов железных от 100 до 1500 тонн, с общею вместимостью 5380 тонн, 1436 малых ( до 100 тонн вместимостью) судов деревянных с общею вместимостью 226 тонн ( это не что иное как лодки) и 11 судов деревянных, вмещающих более 100 тонн, с общею вместимостью 1242 тонны. Эти данные послужили для расчета веса и цены пуда, данных в таблице. Если при сих расчетах допущены некоторые предположения, то они должны мало влиять на общий результат. [35]
ПАРУСИНА - тяжелая плотная льняная или полульняная ткань из толстой пряжи. Первоначально употреблялась для парусов ( отсюда назв. Применяется неотделанная или пропитанная особыми составами для изготовления брезента, верха обуви, а также для пошива спец. ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ Судна - совокупность парусов, а также рангоута, такелажа, палубных механизмов парусного судна, предназнач. Тип П.в. определялся в зависимости от формы парусов ( прямое, косое), элементов рангоута ( рейко-вое, шпринтовое), р-на распространения ( бермудское, португальское), типа судна, на к-ром оно применялось ( напр. Кроме того, существуют особые виды П.в., в к-рых элементы вооружения сочетаются необычным образом. ПАРУСНОЕ СУДНО, парусник - судно, приводимое в движение энергией ветра с помощью парусов. [36]
Оксидный слой, образующийся на поверхности алюминия при соприкосновении с воздухом, обеспечивает хорошую противокоррозионную защиту. Но с помощью электролитической обработки этот слой может быть значительно утолщен. Такую обработку называют анодированием, а образующийся оксидный слой анодно-оксидным покрытием. Коррозионная стойкость иш анодировании возрастает; металл в условиях открытой атмосферы длительно сохраняет свой исходный вид. Анодно-оксидное покрытие защищает также от механического изнашивания и является электрическим изолятором. Анодированный алюминий применяют, главным образом, в строительной промышленности, например для облицовки фасадов, оконных рам, но используют и в других областях, например для мачт, рангоута и дельных вещей на парусных судах. [37]