Cтраница 2
Простейшим и наиболее известным примером параметрического усиления является раскачивание качелей. [17]
Понятно ведь, что при попадании в такт - раскачивание качелей эффективно независимо от амплитуды. [18]
Примером такого возбуждения колебаний, называемого параметрическим резонансом, может служить раскачивание качелей, когда находящийся на них человек регулярно приседает и выпрямляется, периодически перемещая тем самым положение центра масс системы. [19]
Именно в этой форме теорема позволяет объяснить целый ряд явлений повседневной жизни, например раскачивание качелей ссх ветствующими движениями стоящих на них детей, вращательные движения падающей кошки или известные опыты с вращающейся скамьей. [20]
Рассмотрим, наконец, раскачивание кадила во время богослужений в одном из соборов Испании, которое осуществляется таким же образом, как и раскачивание качелей, на что обратил внимание один из сотрудников Политехнического университета Мадрида. Человек на качелях встает и приседает сам, а с неживым предметом ( в данном случае - с кадилом) можно сделать то же самое принудительно. [21]
Постепенное раскачивание колебательной системы до больших амплитуд при условии, что раскачивающее усилие действует в такт с периодом собственных колебаний ( резонанс), каждому знакомо хотя бы из опыта раскачивания качелей. [22]
Даже без привлечения специальной математики представляется естественным ожидать, что по прошествии определенного времени движение нашего тела будет в определенной степени следовать за изменением вынуждающей силы, как это, например, происходит при раскачивании качелей. [23]
Явление параметрического резонанса было известно давно и даже использовалось в быту. Примером может служить раскачивание качелей, когда качающийся приседает в обоих крайних положениях и тем самым дважды за период меняет положение центра тяжести, а вследствие этого и энергию, запасенную в колебательной системе. [24]
Пример параметрических колебаний и анализ их устойчивости рассматриваются в гл. Для раскачивания качелей качающийся на них человек, когда качели отклонены на небольшой угол от положения равновесия, производит периодическое приседание. Когда качели проходят через среднее свое положение, человек стоит, а при расположении качелей в крайних позициях - приседает. На рис. 17.107 показана траектория центра тяжести человека при раскачивании качелей, осуществляемом за счет поочередного приседания и вставания. [26]
Пример параметрических колебаний и анализ их устойчивости рассматриваются в гл. Для раскачивания качелей качающийся на них человек, когда качели отклонены на небольшой угол от положения равновесия, производит периодическое приседание. Когда качели проходят через среднее свое положение, человек стоит, а при расположении качелей в крайних позициях - приседает. На рис. 17.107 показана траектория центра тяжести человека при раскачивании качелей, осуществляемом за счет поочередного приседания и вставания. [27]
В результате создается опре - - деленное, одностороннее представление об ученике, на основе которого педагог и подходит к нему. В зарубежной педагогике широко известны эксперименты, когда учителям давались заведомо неверные характеристики учеников начальной школы - слабых характеризовали хорошо, а сильных - отрицательно. В Г первой же четверти обнаруживалось, что ранее хорошо успевавшие ученики снижали свои успехи, а слабоуспевающие имели вполне удовлетворительные показатели успеваемости. Неверное мнение об ученике меняет характер требовании к нему. Тысячи других примеров говорят о том, что представления учителей об учениках, не опирающиеся на определенные методы изучения их, часто оказываются ошибочными, односторонними. Не случайно во время проведения педагогических консилиумов мы не раз обнаруживали резкие расхождения в мнениях учителей об одном и том же ученике, особенно о причинах отставания в учебе. Если педагоги считают, что основная причина отставания чаще всего заключена в лени, то и подход к такому ученику окрашивается негативизмом: ученика начинают упрекать в лени, вместо того чтобы подсказать ему пути устранения недостатков в навыках учебного труда. Ученик же в ответ на ужесточение требований реагирует резкостью, грубостью, недисциплинированностью, нежеланием заниматься этим предметом. На все это тратится излишнее время, огромная нервная энергия, а результат оказывается обычно. Так экономия времени на изучение школьников оборачивается неоправданно большими затратами нервных усилий. Если бы в школе было улучшено изучение школьников, то резко сократились бы факты процентомании, конфликты между учителями и руководителями школ, возникающие на основе требований повышения успеваемости школьников. Поэтому улучшение изучения школьников является не перегрузкой, а минимально необходимым условием зф-фективности обучения и соответственно условием устранения двойного решения всех учебно-воспитательных задач. На наш взгляд, такое обучение условно можно сравнить с раскачиванием качелей: когда мы раскачиваем их ударами не в такт движению, то можно набить мозоль на руке, а раскачать меньше, чем в том случае, когда действовать в такт. [28]