Cтраница 2
Она следовала учебнику буква за буквой, неукоснительно шла за программой и строго соблюдала расписание уроков. [16]
Когда в университетском курсе теории групп вводится прямое произведение, мы начинаем с данной группы G, содержащей два нормальных делителя Н и / С, единственным общим элементом которых является единица, затем устанавливаем определенные свойства их произведения / / / С, а именно, что Я / С также является группой, каждый элемент которой может быть представлен единственным образом как произведение элемента из Н на элемент из / С. В школе же, вводя декартово произведение множеств А и В, поступают как раз наоборот: начинают с абстрактных комбинаций элементов из Л с элементами из В лишь иногда позднее переходят к конкретному созданию пар в заданном множестве. Из 5 мальчиков и 4 девочек образуют труднопостижимые пары мальчик-девочка вместо того, чтобы, скажем, структурировать время пребывания в школе по признакам дня недели и времени дня для получения множества упорядоченных пар - расписания уроков на неделю. Точно так же куда целесообразнее структурировать данную плоскость с помощью системы координат в качестве множества пар чисел, чем начинать с множества пар чисел и затем отображать это множество на плоскость. [17]
Очень часто всю суть среднего образования считают в развитии умственной сообразительности учеников и на основании этого строят всю программу уроков. По мне, это отвечает добэконовским понятиям. Ныне же необходимо признать, что всякие чисто умственные построения, при полной логичности, очень часто приводят лишь к неисчислимым противоречиям ( которыми и закончился классический мир) и что без многообразной проверки действительностью ( наблюдениями и опытом, историею и практикою) нельзя полагаться на одни такие построения. Ныне, поэтому, грешно основывать систему образования исключительно на умственном развитии, ибо это значило бы вселять в юношество не только полный разлад с действительностью, но и пагубное самомнение, неизбежный рационализм и - как их следствие - жизненный пессимизм, от которого зависит бездеятельность и убивается всякая энергия. Когда вся жизнь людей усложнилась, неизбежно надо усложнить и образование юношества. При выборе предметов должно, на мой взгляд, прежде всего по возможности уравновесить, даже по числу уроков, предметы разных категорий, к чему я и стремился, составляя свое расписание уроков. [18]
В настоящее время противостояние, во всяком случае в том, что касается практической работы школ, выражается в спорах между традиционалистами и прогрессистами. Если сформулировать основополагающие идеи первого направления достаточно широко, без уточнений, необходимых для развернутого определения, они выглядят приблизительно следующим образом. Содержание образования состоит из сведений, умений и навыков, выработанных в прошлом, и поэтому главная задача школы - передача их новому поколению. В прошлом также были выработаны нормы и правила поведения, и потому нравственное воспитание должно формировать готовность действовать в соответствии с ними. Школа является проводником всех этих ценностей общества, будучи одним из его важнейших институтов. Но общая модель организации школы ( под которой я понимаю отношения учеников друг с другом и с учителями) делает ее институтом, весьма отличающимся от других. Представьте себе обычный школьный класс с его расписанием уроков, занятиями, экзаменами и оценками, правилами поведения, и я думаю, вы поймете, что подразумевается под моделью организации. Если вы затем сравните этот образ с тем, что происходит, например, у вас в семье, то поймете, почему я говорю о школе как институте, сильно отличающемся от всех других форм социальной организации. [19]