Cтраница 4
Более высокие результаты мастеров обусловлены, по-видимому, тем, что они по крайней мере отчасти соотносили предъявленные позиции с имеющимися в памяти схемами, которыми не обладали любители. Если же расположение фигур было случайным, так что предварительное формирование схем было невозможно, различие между мастерами и любителями исчезало. [47]
Изометрия отрезка прямой АВ может быть легко построена по двум точкам-концам этого отрезка. Найдя по координатам изометрию этих точек, соединяем их прямой линией. По точкам может быть выполнена изометрия любой фигуры. При этом расположение фигур по отношению к осям х, у и z может быть различным. [48]
Более высокие результаты мастеров обусловлены, по-видимому, тем, что они по крайней мере отчасти соотносили предъявленные позиции с имеющимися в памяти схемами, которыми не обладали любители. Если же расположение фигур было случайным, так что предварительное формирование схем было невозможно, различие между мастерами и любителями исчезало. [49]
В работе Коффина и Фунта [25] исследовано влияние ультразвуков вых волн частотой 25 кГц на фракционную перегонку смеси бензола е, четыреххлористым углеродом. Авторы полагали, что ультразвук будет способствовать более быстрому достижению равновесия в процессах парообразования и конденсации, что и приводит к ускорению разделения смеси. Трубки с раствором располагали вертикально и горизонтально, в последнем случае на поверхности жидкости наблюдалась картина стоячих волн, аналогичная расположению пылевых фигур в трубке Кундта. [50]
В 18 - й главе 2-го тома Введения в анализ Эйлера речь идет о преобразованиях подобия и родства. Здесь Эйлер вводит термин аффинный ( лат. Этим термином Эйлер, который вводит аффинное преобразование как обобщение подобного преобразования, желал подчеркнуть, что степень родства между аффинными фигурами меньше, чем та, которая имеется в случае подобных фигур. В другой своей работе - О центре подобия ( 1795) Эйлер ввел понятие центра подобия двух подобных фигур и доказал ряд основных теорем о подобии; он также рассматривал случай гомотетичного расположения фигур и подобные тела в пространстве. [51]
Приклеим фигуру к клетчатой бумаге произвольным образом, разрежем бумагу по клеткам и сложим их в стопку, перенося их параллельно и не переворачивая. Проекции частей фигуры не могут покрыть всю клетку, так как их площадь меньше. Вспомним теперь, как была расположена фигура на клетчатой бумаге, и сдвинем клетчатую бумагу параллельно, чтобы ее вершины попали в точки, проецирующиеся в какую-либо непокрытую точку. В результате получим искомое расположение фигуры. [52]
В одном из исследований развития было показано, как можно проводить эксперименты в этой области и как с их помощью дать ясную демонстрацию влияния базы знаний на интеллект. Для своего эксперимента она выбрала 10-летних детей, которые хорошо играли в шахматы, и взрослых, которые были новичками в этой игре. Ее задача походила на задачу Чейза и Саймона ( см. стр. В задаче, связанной с первой и названной задачей на метапамять ( термин метапамять относится к знаниям индивидуума о своей памяти), испытуемых просили предсказать, сколько им потребуется попыток, чтобы воспроизвести все фигуры. Результаты, представленные на 14.10, показывают, что дети не только лучше воспроизводили расположение шахматных фигур, но и лучше предсказывали свои успехи, т.е. их метапамять была лучше, чем у взрослых. [53]
До сих пор мы имели дело только с простыми изображениями; даже лица в эксперименте Рида невыразительны и сильно упрощены. А как видятся более сложные паттерны. Чейз и Саймон ( Chase and Simon, 1973a, 1973b) изучали эту проблему, анализируя сложный паттерн фигур на шахматной доске и пытаясь выяснить, чем мастера шахмат отличаются от обычных игроков. Интуиция может подсказывать нам, что когнитивные различия между ними заключаются в том, насколько ходов вперед мастер может предвидеть игру. Интуиция ошибается - по крайней мере, это следует из исследований де Грота ( de Groot, 1966), обнаружившего, что мастер и обычный игрок просчитывают вперед примерно одинаковое количество ходов, рассматривают примерно одинаковое количество ходов и ищут схемы ходов примерно одинаковым образом. А вот в чем: в способности, посмотрев на доску всего несколько секунд, воспроизвести расположение фигур; слабому игроку очень трудно это сделать. Ключ к этому наблюдению лежит в природе такого паттерна: расположение фигур должно иметь смысл. Если фигуры расположены в случайном порядке или нелогично, то и у новичка, и у мастера результаты будут одинаково неважные. Возможно, мастер объединяет по несколько фигур в группы - так же как мы с вами объединяем буквы в слова, а затем складывает эти группы в более крупный значащий паттерн - так же как мы объединяем слова в предложения. Если так, то опытный мастер действительно имеет больше возможностей к воспроизведению таких паттернов, поскольку он может закодировать фигуры и группы в некоторую шахматную схему. [54]