Cтраница 1
Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или в порядке фактического проведения операций по экспорту и / или импорту до суммарного исполнения квоты с предоставлением федеральным органом исполнительной власти, указанным в части четвертой статьи 12 настоящего Федерального закона, преимущественного права организациям-изготовителям. [1]
Бертрам [3] предлагает другой способ распределения квот, менее распространенный в литературе по экологической экономике. [2]
Критики данного подхода отмечают, что распределение квот в соответствии с историческими показателями создает барьеры для выхода на рынок новых компаний. [3]
На саудовскую позицию не повлияло и то обстоятельство, что проект распределения квот, вынесенный на обсуждение мартовской конференции 1982 г., пожалуй, наилучшим образом удовлетворял интересы этой страны как почти никакого другого члена ОПЕК. Предложенный для нее максимум нефтедобычи позволял поддерживать экспортные поступления на уровне, намного превосходящем текущие валютные расходы. В то же время квоты, предназначенные для Ливии, Нигерии и ряда других участников организации, заведомо сильно расходились с их финансовыми планами и программами развития, давая этим государствам гораздо более веские основания для несогласия с некоторыми положениями проекта, хотя в целом принцип квотирования встречал с их стороны полную и безоговорочную поддержку. [4]
На сегодня наиболее полно эти методы регулирования реализуются на межгосударственном уровне при распределении квот на выбросы парниковых газов, однако в основном они находятся лишь на стадии внедрения и апробации. В гораздо большей степени проработаны рыночные механизмы распределения квот на изъятие определенных видов ресурсов. [5]
Для этого требовалось, конечно, разработать систему квот для каждого рынка и договориться о принципе ценообразования. Ответственность за распределение квот, предоставление транспорта, определение тарифных ставок и различные другие административные вопросы возлагались на центральную ассоциацию, в которой была представлена каждая из участвующих в картеле компаний. Одновременно были созданы две американские экспортные ассоциации для распределения общей американской квоты между различными компаниями, входившими в состав картеля. [6]
Обязательства большой тройки по отношению друг к другу были по своему характеру шире, чем в любом из предыдущих соглашений. Помимо обычных положений о распределении квот и о штрафах, которые надлежало взимать с тех, кто продавал слишком много или слишком мало, достигнута была также договоренность о консультациях по таким интимным вопросам, как капиталовложения и реклама. [7]
На сегодня наиболее полно эти методы регулирования реализуются на межгосударственном уровне при распределении квот на выбросы парниковых газов, однако в основном они находятся лишь на стадии внедрения и апробации. В гораздо большей степени проработаны рыночные механизмы распределения квот на изъятие определенных видов ресурсов. [8]
На национальных и региональных рынках торговля осуществляется в основном товаром, обычно именуемым разрешением на выброс, определение которого установлено регулирующими органами. Такова система торговли, установленная в Европейском Союзе и основывающаяся на распределении квот между крупными эмитентами парниковых газов. [9]
Остановимся на деятельности МВФ и Мирового банка, которые являются международными финансовыми организациями, обладающими собственным капиталом. Каждая страна-член имеет право голоса, которое пропорционально взносу, хотя есть отличия от пропорций распределения квот. Лидирующие позиции занимают США, которым принадлежит почти / s часть голосов. В настоящее время Бреттон-Вудская система объединяет более 150 стран. [10]
ЕЕР продолжает политику ЕК по развитию конкуренции. В 1990 г. 23 европейские химические компании были оштрафованы ЕК более чем на 30 млн. фунтов стерлингов за незаконное установление общих фиксированных цен и распределение квот на изготовление полиэтилена низкой плотности и поливинил-хлорида. [11]
Первым из примеров таких рецидивов может служить запрет концерна Газпром Туркменистану в праве на свою долю в экспортных поставках газа. Потребляя лишь десятую долю от добываемого газа, Туркменистан хотел бы более рационально распорядиться своими ресурсами. Поэтому вопрос распределения квот в сегодняшней ситуации неминуемо должен был возникнуть. [12]
При историческом распределении квот учитывается степень использования ресурса в прошлом. Это может относится к историческому уровню выбросов, историческому уровню производства, или сочетать оба показателя. Этот метод в разной форме использовался при распределении квот на выбросы оксида серы в США в рамках программы кислотных дождей, кредитов по снижению содержания свинца в бензине, а также в программе сокращения выбросов оксидов азота в Лос-Анджелесе, шт. Исторический подход позволяет государственным органам сохранять большую степень политического контроля над распределительными эффектами регулирования. Большое преимущество данного подхода состоит в возможности избежать жесткой политической оппозиции со стороны промышленности. [13]
Для этого требовалось, конечно, разработать систему квот для каждого рынка и договориться о принципе ценообразования. Ответственность за распределение квот, предоставление транспорта, определение тарифных ставок и различные другие административные вопросы возлагались на центральную ассоциацию, в которой была представлена каждая из участвующих в картеле компаний. Одновременно были созданы две американские экспортные ассоциации для распределения общей американской квоты между различными компаниями, входившими в состав картеля. [14]
Каждый метод распределения разрешений на выбросы имеет свои недостатки и преимущества. Политикам необходимо делать выбор в каждой конкретной ситуации в зависимости от местной специфики и целей программы. С правовой точки зрения необходимо, чтобы система распределения квот была стабильной, продолжительной, прозрачной и справедливо применялась ко всем секторам и предприятиям, участвующим в программе. Если правовая система не отвечает этим требованиям, то участники могут поставить под вопрос легитимность системы. В результате предприятия могут отказаться от участия в торговле квотами, а также от инвестиций в сокращение выбросов. Кроме того, правовая система или система регулирования должна определить систему распределения квот или организовать прозрачный и справедливый процесс, приводящий распределение в действие. [15]