Распредмечивание - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2
Ценный совет: НИКОГДА не разворачивайте подарок сразу, а дождитесь ухода гостей. Если развернете его при гостях, то никому из присутствующих его уже не подаришь... Законы Мерфи (еще...)

Распредмечивание

Cтраница 2


Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление - социология культуры. Основным здесь становится органическое взаимодействие деятельного, сущностного, ценностного и целевого подходов, синхронного и диахронного аспектов в исследовании развития культуры как процесса опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека. В широкой социокультурной панораме изучаются и интерпретируются объективирование и субъективирование особенностей культурного процесса, экстериоризация ( творцами) и интериоризация ( потребителями) ценностей культуры, стабильность и динамичность в ее развитии. С применением специфических социологических методов осуществляется теоретическая экспликация единства культуры, вариантности и многообразия ее сфер, уточняются ее основные функции, виды, особенности взаимодействия с философией, наукой, религией, нравственностью. Прослеживается социодинамика культуры в ее национальных традициях и особенностях в контексте взаимодействия со становлением и проявлениями специфически белорусского менталитета и национальных традиций, национального самосознания белорусского народа как в прошлые эпохи, так и в современный период обретения республикой государственной независимости, раскрывается роль культуры в становлении и развитии личности.  [16]

Это сознание определяется овеществлением п соответствующей ему системой отношений полезности. Отношение полезности есть такое реальное, связанное с отчуждением отношение, при к-ром предметные воплощения человеческих способностей функционируют преим. Опредмечивание и распредмечивание), как готовые полезные средства, безотносительно к создавшей их творч. Наиболее развитое выражение отношение полезности получает в классовой эксплуатации.  [17]

Иначе говоря, распредмечивание - это деятельность, в которой объективированный, предметный мир культуры раскрывается субъекту культуры.  [18]

Известно, что в науке надо начинать с азов, чтобы двигаться дальше. Усвоение знаний, содержащихся в работе по математической физике, требует овладения физикой и высшей математикой. Иначе говоря, способность субъекта к распредмечиванию объектов культуры зависит и от уровня его собственного развития как субъекта культуры.  [19]

Второе принципиальное отличие общества от биологического организма обусловлено разницей в способах передачи информации. Достижения предыдущих поколений здесь передаются не генетическими ( наследственность), а специфически социальными способами. Важнейшее место среди них занимает социальная деятельность как единство опредмечивания и распредмечивания.  [20]

При этом каждый из них старается изменить смысловое поле другого в соответствии с собственным. Автор делает это в процессе создания текста, а читатель - при восприятии, привнося в него собственные прочтения и интерпретации. Читательская деятельность, как и авторская, носит активный, творческий характер, однако в противоположность ей направлена на распредмечивание духовной реальности, опредмечен-ной автором в тексте.  [21]

В структуре практики имеются не только субъективные и объективные стороны, но и такие процессы, как распредмечивание и опредмечивание. Благодаря им и совершается взаимопереход субъективного и объективного. Опредмечивание - это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным. Распредмечивание - это процесс, в котором свойства, сущность, логика предмета становится достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой общественный мир.  [22]

Развитие и функционирование культуры возможно лишь в контексте объект-субъектных отношений. Сами по себе материальные предметы вне знаковых отношений с общественным и индивидуальным сознанием мертвы. Благодаря деятельности субъекта-индивида и группы обеспечиваются свечение и движение культуры. Чтобы действовать в созданном предшествующими поколениями мире культуры, представители новых поколений должны овладеть умениями, навыками, которые запечатлены в материальных предметах-носителях. В труде сменяющих друг друга поколений осуществляется взаимодействие процессов опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание представляет собой воплощение в объективных предметах человеческих способностей, знаний, навыков, а распредмечивание - это освоение людьми способов и приемов деятельности, посредством которых произведены те или иные предметы - носители культуры. Эти предметы приобретают двойное бытие: с одной стороны, они остаются независимой от человека реальностью, непосредственно-чувственной вещью, с другой - замещают, выражают какую-то иную реальность, имеют значение, становятся чувственно-сверхчувственными. Значение представляет собой идеальное образование, в котором откристаллизован опыт человечества, выражаются объективные связи, отношения, взаимодействия. Будучи запечатленным в материальных носителях, значение приобретает устойчивость, инвариантность и в этом своем качестве входит в содержание духовной сферы общества или группы. Несмотря на то, что значение фиксировано в конкретном предметном носителе, оно представляет собой обобщение действительности.  [23]

Развитие и функционирование культуры возможно лишь в контексте объект-субъектных отношений. Сами по себе материальные предметы вне знаковых отношений с общественным и индивидуальным сознанием мертвы. Благодаря деятельности субъекта-индивида и группы обеспечиваются свечение и движение культуры. Чтобы действовать в созданном предшествующими поколениями мире культуры, представители новых поколений должны овладеть умениями, навыками, которые запечатлены в материальных предметах-носителях. В труде сменяющих друг друга поколений осуществляется взаимодействие процессов опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание представляет собой воплощение в объективных предметах человеческих способностей, знаний, навыков, а распредмечивание - это освоение людьми способов и приемов деятельности, посредством которых произведены те или иные предметы - носители культуры. Эти предметы приобретают двойное бытие: с одной стороны, они остаются независимой от человека реальностью, непосредственно-чувственной вещью, с другой - замещают, выражают какую-то иную реальность, имеют значение, становятся чувственно-сверхчувственными. Значение представляет собой идеальное образование, в котором откристаллизован опыт человечества, выражаются объективные связи, отношения, взаимодействия. Будучи запечатленным в материальных носителях, значение приобретает устойчивость, инвариантность и в этом своем качестве входит в содержание духовной сферы общества или группы. Несмотря на то, что значение фиксировано в конкретном предметном носителе, оно представляет собой обобщение действительности.  [24]

Объективно эта идея выражала протест против антигуманистического характера частнособственнических отношений. Уже у Фихте полагание чистым Я предмета ( не - Я) выступает как О. Задача развития, по Гегелю, состоит в том, чтобы снять в процессе познания это О. Гегеля содержатся рациональные догадки о нек-рых особенностях труда в условиях антагонистического об-ва. Теоретической основой таких концепций является отождествление О. Опредмечивание и распредмечивание), а по своей социальной сущности она выполняет апологетические функции. Маркс, к-рый уделил анализу О. Экономическо-фи-лософских рукописях 1844 года, Немецкой идеологии, Экономических рукописях 1857 - 1859 годов, исходит из того, что О. Оно порождено общественным разделением труда и связано с частной собственностью. В таких условиях общественные отношения формируются стихийно, выходят из-под контроля людей, а результаты и продукты деятельности отчуждаются от индивидов и социальных групп и выступают как навязанные либо др. людьми, либо сверхъестественными силами.  [25]



Страницы:      1    2