Cтраница 2
Институты культуры и социализации - это наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия с целью укрепления, создания и распространения культуры ( системы ценностей), научных знаний, социализации молодого поколения, овладения ими научными знаниями, культурными ценностями общества. К таким институтам относятся образование, наука, искусство, религия. [16]
Подавляющее большинство владельцев библиотек и кабинетов для чтения преследовало не просветительные, а коммерческие цели - Поэтому роль этих библиотек в распространении культуры и просвещения была невелика. [17]
Однако в широком смысле просветительство - неотъемлемая характеристика всякой сложной культуры, поскольку для ее поддержания необходим как длительный процесс приобщения новых поколений, так и распространение культуры на более широкие слои города и деревни, внедрение тех нормативных принципов и идей через которые общественное сознание осваивает процесс своей саморегуляции. [18]
Государственная культурная политика ( политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. [19]
Она состоит из тех полезных растений и животных, которые на необрабатываемых землях создаются природой в таком изобилии, что они имеют лишь небольшую стоимость или совсем не имеют стоимости, и которые по мере распространения земледельческой культуры вынуждены уступать место другим, более выгодным продуктам. В течение длительного времени, вместе с прогрессом цивилизации, количество продуктов этой группы непрерывно уменьшается, тогда как одновременно с этим спрос на них непрерывно возрастает. Таким образом, их действительная стоимость, действительное количество труда, какое они могут купить или получить в свое распоряжение, все больше возрастает, пока в конце концов не достигает такой высоты, что делает их продуктами столь же выгодными, как и всякий другой продукт, полученный при помощи человеческого труда на самой плодородной и лучше всего возделанной земле. Если стоимость этих продуктов уже достигла такого уровня, то она уже не может дальше повышаться. [20]
В статьях Новой Рейнской Газеты по национальному вопросу, автором которых, как это выяснилось позднее, был Энгельс, высказывался взгляд, будто входившие в состав Австрии славянские народы уже не способны играть прогрессивную роль в ходе дальнейшего исторического развития и осуждены на гибель как самостоятельные народы; в этих статьях давалось одностороннее изображение процесса покорения ряда славянских народов немцами как процесса прогрессивного, связанного с распространением культуры и цивилизации. Эти взгляды вытекали из ошибочных представлений о роли малых народов в историческом процессе и были связаны с тем, что опыт национальных движений малых народов был еще сравнительно невелик, а марксистская разработка национального вопроса находилась в начальной стадии. [21]
В их открытии по-прежнему наибольшую инициативу проявляла либерально-буржуазная интеллигенция, земства и городские думы, стремившиеся поставить просветительные учреждения на службу развивающейся капиталистической экономике. Заинтересованная в развитии производительных сил, буржуазия была вынуждена принимать определенные меры для распространения культуры и технических знаний среди рабочих и крестьян, занятых в капиталистическом промышленном и сельскохозяйственном производстве. Русские капиталисты старались при этом широко использовать библиотеки, читальни и другие просветительные учреждения для внедрения буржуазной идеологии в сознание трудящихся, для отвлечения масс от революционной борьбы. [22]
Культура народная также, как и культура общая, возникает па заре человечества и значительно старше культуры профессиональной, появившейся лишь с переходом общества к стадии разделения умственного и физического труда. С появлением профессиональной культуры возникают и специфические институты, предназначенные для развития, сохранения и распространения культуры. К ним относятся наука и образование, архивы и музеи, библиотеки, театры, творческие союзы п объединения, издательства, редакции, инженерные, педагогические, медицинские общества л многое иное, мм подобное. [23]
Местные сообщества жили в соответствии со своими традициями, и хотя общие идеи в культуре, постепенно распространяясь, охватывали все большие территории, процесс распространения культуры являлся чрезвычайно длительным, медленным и непостоянным. Сегодня мы живем в едином мире, который совершенно невозможно было представить для Жан-Поля Дидье или кого-то еще, жившего до XIX века. Мы следим за событиями и положением дел за тысячи километров от нас, электронные средства коммуникаций позволяют делать это почти непрерывно. Развитие информационных технологий и распространение информации являются такой же частью прогресса современного общества, как и любой аспект промышленного производства. [24]
Культурная диффузия есть особый процесс, отличный как от передвижения обществ ( которое, как мы уже видели, вполне возможно, когда эти общества являются демосоциорами), так и перемещения отдельных людей либо их групп внутри обществ или из одного социора в другой. Конечно, в результате передвижения тот или иной демосоциальный организм с неизбежностью оказывался в контакте с массой обществ, с которыми раньше не сталкивался, что могло способствовать распространению культуры. Разумеется, когда в состав того или иного социоисторического организма входили люди извне, они приносили с собой и культуру своего родного общества, которая в какой-то степени могла быть усвоена принявшим их обществом. [25]
Уже длительное время во многих странах мира идет разработка модели образования XXI века. На базе скрупулезных исследований ученые приходят к заключению, что Высшая школа должна готовить высококвалифицированных специалистов, умеющих решать профессиональные задачи на уровне последних достижений мировой науки и техники и вместе с тем стать интеллектуалами, в русской традиции - интеллигентами, то есть культурными, духовно богатыми людьми, профессионально занимающимися творческим умственным трудом, развитием и распространением культуры. [26]
Мир, который именовали третьим, действительно к XIX в. Западной Европы не только технически и экономически, но в культурном отношении. Распространение западноевропейской культуры по всему миру было явлением прогрессивным, несмотря на огромные издержки, связанные с зависимостью и колониализмом. [27]
Подобно льну конопля принадлежит не только к масличным, но и к прядильным растениям. Содержание масла в семенах конопли колеблется от 30 до 38 %, причем его химический состав изменяется в зависимости от условий произрастания растения. Основными районами распространения культуры конопли в Советском Союзе являются Украинская ССР, Верхнее Поволжье и Курская область. [28]
Во времена танской династии монах Сюань Цзан в 629 г. и. Вернувшись через 17 лет домой, он всецело посвятил себя переводам сутр на китайский язык, внеся значительный вклад в распространение буддийской культуры в Китае. [29]
Исходя из табл. 6 и 7, можно сделать общий вывод, что применение вычислительных машин в Венгрии еще находится на стадии исследований и апробации. И хотя по сравнению с предыдущим плановым периодом произошло значительное развитие этого направления, широкое применение вычислительных машин ожидается только в период следующего пятилетнего плана. Это положение, по сути дела, отражает целевые установки ЦПРВТ, по которому период 1971 - 1975 гг. явился периодом распространения культуры вычислительной техники в народном хозяйстве Венгрии. [30]