Cтраница 2
Отдельная глава посвящена моделям жизненного цикла социальных систем. В двух главах рассматриваются проблемы волновой динамики для различных сфер жизни общества. Значительный практический интерес представляют модели распространения нововведений ( диффузии инноваций), исследуемые в девятой главе. [16]
Маркетинг технологических инноваций, таким образом, предусматривает определенное сочетание технологии и маркетинга. В ходе разработки товара его создатели должны постоянно помнить о том, что им предстоит ответить на главный вопрос маркетинга: Какие потенциальные выгоды может обеспечить потребителям наш новый товар в сравнении с уже существующими товарами. Кроме того, им необходимо помнить выводы, которые позволяет сделать кривая распространения нововведений. [17]
Прогноз технических параметров, возможностей их эволюционного или скачкообразного улучшения является основным в отдельных научно-технических прогнозах. На их базе разрабатывается прогноз соответствующих технико-экономических показателей, характеризующих удельные материальные и трудовые затраты на единицу продукции или полезного эффекта. Систематизация и согласование отдельных научно-технических прогнозов позволяют определить возможную последовательность и масштабы распространения нововведений по отраслям, основные направления технического перевооружения народного хозяйства, социальные и экономические результаты внедрения достижений науки и техники. В комплексной программе обосновываются мероприятия, обеспечивающие максимально возможное и эффективное использование достижений науки и техники в народном хозяйстве. Комплексная программа, так же как и включаемые в нее мероприятия, рассчитана на долгосрочный период. [18]
Отправной точкой для выбора целевого рынка является понимание процесса распространения нововведений [33], который объясняет, как новый товар распространяется по рынку с течением времени. Особенно важным является представление о том, что не все люди или организации, составляющие данный рынок, пребывают в одинаковом состоянии готовности покупать новый товар после его выведения на рынок. Иными словами, различные субъекты рынка отличаются разным уровнем восприимчивости к новшествам, т.е. своей готовностью попробовать что-нибудь новенькое. На рис. 9.3 показана кривая распространения нововведений ( diffusion of innovation), которая классифицирует людей и организации в соответствии с тем, насколько быстро они готовы воспринять товар-новинку. [19]
Так, приходится считаться с различием личных, коллективных и общественных интересов, ибо уже сам тезис о подчинении личных интересов общественным предполагает различие тех и других. В классовом обществе имеются различные классовые интересы. В условиях плановой системы хозяйства необходимо сочетать отраслевые и региональные интересы, а также подчас противоречащие друг другу интересы отдельных ведомств. Планирование работы предприятия по нескольким показателям и отчетность по каждому из них отражает оценки различных сторон деятельности предприятия. Основные трудности внедрения и распространения нововведений предопределяются противоречием между сегодняшней выгодой и будущим эффектом. В этом смысле можно сказать, что любое социально-экономическое явление наделено чертами конфликта. [20]
В странах Запада, например, применяется значительно большее, чем в Казахстане, количество соответствующих нормативно-правовых актов. Так, только в США условия и деятельность экономических субъектов в рассматриваемой области определяют около 100 законов. Кроме того, ныне действующий закон О науке и государственной научно-технической политике существенно устарел. Он не регулирует, например, правовые отношения в области НИС и социальной защиты ее создателей, недостаточно четко выделяет субъектов этих прав, процесс реализации и защиты. Необходим самостоятельный закон о научной интеллектуальной собственности. Без него создание полноценного рынка научно-технической продукции и формирование рыночных отношений в сфере распространения нововведений отодвигаются на неопределенную перспективу. [21]
Зрелость организации связана с ее проникновением в новые сферы деятельности, расширением и дифференциацией, однако именно в этот период активно зарождается бюрократизм в управлении. Выделяются три стадии насьпцения ( зрелости): ранняя, промежуточная и окончательная. Период ранней зрелости характеризуется произвольным ростом фирмы, промежуточной - сбалансированным ростом, окончательной - насыщением и стагнацией деятельности. Предпоследняя стадия - спад - характеризуется утратой конкурентных позиций на рынке, обострением внутрифирменных противоречий и конфликтов, ухудшением финансового состояния фирмы и снижением ее стоимости. Главной задачей организации является борьба за выживание, затрудненная бюрократизацией как внутреннего пространства фирмы, так и внешней среды. Новые идеи на этой стадии редко находят адекватное воплощение. По существу это может быть либо концентрированный переход капитала в другую отрасль или сферу деятельности, либо дисперсия ( распыление) капитала по многочисленным кредиторам и ликвидация капитала как целого. Наконец, возможно и разорение владельцев бизнеса. В этой стадии предприниматель часто готовит новый цикл, активизируя ресурсные возможности для решения новых задач в сфере распространения нововведений в целях удовлетворения потребностей экономики. [22]