Социальное расслоение - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Спонсор - это человек, которому расстаться с деньгами проще, чем объяснить, откуда они взялись. Законы Мерфи (еще...)

Социальное расслоение

Cтраница 3


Социальные группы, удовлетворяющие этим условиям, будут наиболее влиятельными социальными группами; распадение населения на такие группы даст основные линии социального расслоения.  [31]

Но расширение платности всех этих видов услуг, которые традиционно в нашей стране бесплатны или частично оплачивались населением, в конечном счете приведет к социальному расслоению, которое в таких важных областях, как здравоохранение, воспитание детей, образование, нежелательно.  [32]

Анализ современных публикаций, посвященных феномену бедности, позволяет выделить несколько классов исследований: дифференциация населения и ее причины, масштабы, динамика и тенденции социального расслоения, исследование групп, оказавшихся в состоянии нужды и противоположных им групп, обеспеченных достаточной материальной базой.  [33]

Религия в ее отношении к социальному неравенству и стратификации должна быть рассмотрена еще в одном аспекте - в связи с проблемой легитимации неравенства и вытекающего отсюда социального расслоения. Возможен вариант, когда неравенство оправдывается и не считается несправедливостью, если оно вознаграждается, как это имеет место в кастовой системе: отправным является состояние неравенства и на его признании строится вознаграждение, представляемое в религиозных понятиях.  [34]

Последствия инфляции проявляются в обществе в следующих направлениях: обесценение потока денежных доходов, возникновение резких разрывов в доходах и богатстве, деформация рыночного механизма, социальное расслоение населения и снижение благосостояния.  [35]

Если, как предполагалось в предшествующем изложении, на характер ожидаемого спасения в значительной степени влияли интересы и адекватное им жизненное поведение господствующих слоев, следовательно, социальное расслоение, то верно и обратное, а именно, что направленность всего жизненного поведения, в том случае, если оно планомерно рационализировалось, самым радикальным образом определялось последними ценностями, на которые ориентировалась эта рационализация. Такими ценностями были, правда, не всегда и, конечно, не только, но по мере того, как возникла этическая рационализация, как правило, все более, и часто в решающей степени, религиозно обусловленные оценки и позиции.  [36]

В последующих статьях, посвященных хозяйственной этике мировых религий 1, делается попытка на основании обзора взаимосвязи между наиболее важными религиями, с одной стороны, хозяйством и социальным расслоением - с другой, проанализировать обе стороны каузального отношения в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы установить элементы, допускающие сравнение с западным развитием. Ведь лишь таким образом возможно сколько-нибудь однозначное каузальное сведение2 тех моментов религиозной хозяйственной этики Запада, которые свойственны только ей и отличат ее от других. В настоящих статьях автор ни в коей мере не претендует на то, чтобы дать общий анализ различных культур, пусть в самой сжатой форме. В каждой культурной сфере намеренно подчеркивается только то, что находилось и находится в противоречии с западным культурным развитием. Статьи эти полностью ориентированы лишь на то, что является важным для анализа западного развития именно под этим углом зрения. Иной метод достижения нашей цели не представляется нам возможным. Однако для устранения недоразумений необходимо со всей решительностью указать на границы поставленной нам задачи.  [37]

На наш взгляд, надо решительно поддержать второе мнение, защищающее социально-уязвимую часть населения, поскольку инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства - от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение, и в этом смысле следует придерживаться позиции последовательного проведения социальной политики доходов и заработной платы.  [38]

Действительно, примитивные, первобытные общества, частично сохранившиеся и сейчас ( например, гвинейские папуасы), постепенно эволюционировали от малочисленных племен охотников и собирателей к земледельческим общинам с зачатками власти и продуктообмена и к многотысячным скотоводческим ордам с их социальным расслоением и вождизмом.  [39]

На необходимости использования этого критерия при изучении любого общества настаивали польские, венгерские, югославские социологи еще в 70 - е, 80 - е гг. Именно тогда они начали глубокие исследования социальной структуры в своих странах с использованием, наряду с другими критериями социального расслоения, веберовского критерия власти, властного престижа. Подчеркивалось, что источники власти базируются на монополии на средства производства и определенном положении в уже сформировавшейся социальной структуре, но роль властных отношений возрастает по мере развития и усложнения общественной организации и по мере фактического обобществления производства. Разрастается бюрократический аппарат, укрепляется его положение в социальной иерархии. Он становится основным источником всех видов власти, которая приобретает саг мостоятельный характер, проникает во все сферы социальной действительности. Происходит бюрократизация всех социальных отношений, а бюрократия становится доминантной социальной группой.  [40]

Представляется, что на основе анализа символики социального расслоения в современной России социологи получат нетривиальные и достаточно полноценные данные о формирующейся общественной структуре, взаимоотношениях, дистантности, степени закрытости и диспозиции различных социальных слоев, общностей и групп, а также сделать обоснованные предположения об основаниях социального расслоения и способах эффективных социальных перемещений в структуре общества.  [41]

Проведение решений XIV партконференции, особенно развертывание массового кооперирования крестьян и оживление Советов и связанные с этим организация бедноты и борьба за среднее крестьянство, приобретают особо важное значение в данный момент ввиду ускоряющегося развития товарных отношений вследствие хорошего урожая и неизбежного для ближайшего времени усиления процессов социального расслоения ( дифференциации) крестьянства.  [42]

Даже если считать, что интересы, связанные с обеспечением жизни, только материальны и, следовательно, ниже по статусу, чем те, которые связаны с получением удовольствия от свободного времени, и даже если признать, что материальные интересы, требующие много времени для своего удовлетворения, стремятся захватить место, принадлежащее более высоким духовным интересам, даже это не привело бы - если не запретить социальное расслоение - к пренебрежению видом образования, которое готовит людей к полезным занятиям. Это скорее вызвало бы повышенное внимание к этим занятиям, чтобы люди в результате подготовки могли эффективно работать и все же оставаться на своем месте. На подготовку человека к полезному труду смотрят сверху вниз только тогда, когда противопоставление труда досугу совпадает с разделением общества на низшие и высшие классы. Напрашивается вывод, что жесткое отождествление труда с материальными интересами, а досуга с духовными само является отражением социальных отношений.  [43]

С каждым из стратификационных критериев связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и способ его утверждения в единстве образуют то, что мы называем стратификационной системой.  [44]

Таким образом, страты в отличие от класса формируются не по чисто экономическим или производственно-профессиональным признакам, которые относительно легко идентифицировать и измерять, а по признакам, связанным с культурно-психологической оценкой ( нормы, ценности, представления, образцы поведения и навыки), которые реализуются в индивидуальном поведении и сознании и вместе с тем приобретают ярко выраженный интерсубъективный характер. В силу этого социальное расслоение точнее называть социокультурным расслоением, так как социальные и культурные аспекты в нем тесно переплетены.  [45]



Страницы:      1    2    3    4