Cтраница 1
Структура системы переработки информации человеком ( блок-схема. [1] |
Рассмотрение человека как одноканальной системы, строго говоря, не всегда верно ( нетрудно найти подтверждение этому), но если ограничиться тем классом, для которого оно справедливо, то решение задачи эффективного использования человека в системе становится достаточно простым. [2]
Рассмотрение человека как особой философской темы отвечает потребности в целостном подходе к его изучению. Потребность эта развивается по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией целого ряда конкретных наук: экономики и социологии, биологии и медицины, географии и даже астрономии. Она продиктована современными тенденциями научно-технического прогресса, развитием человечества как мирового сообщества, обострением возникающих внутри этого сообщества проблем и трагически напряженным звучанием вопроса о человеческих издержках прогресса в современную эпоху. Не последнюю роль в актуализации этой темы играют также те трудности, которые непомерно осложнили жизнь значительной части людей в нашем обществе в связи с происходящими в нем в последние годы преобразованиями. [3]
Зависимость времени ответного действия человека от количества представляемой информации, полученной в различных экспериментах ( по В. И. Николаеву. [4] |
При рассмотрении человека в качестве устройства по переработке информации используется аппарат теории информации. Имеются попытки подсчитать перцептивную нагрузку оператора ( нагрузку на его органы чувств) посредством вычисления количества информации, поступающей с устройства отображения. Оно зависит от числа различаемых и идентифицируемых градаций признаков воспринимаемых сигналов и в простейших случаях может быть подсчитано. [5]
Она исходит из рассмотрения абстрактного естественного человека, стремящегося к наслаждениям, и совершенно игнорирует различные формы х-ва, налагающего печать на стремления индивида. Оптимизация потребления представлена в качество непосредств. Этим маскируется противоречие между каниталистич. [6]
Переход от изучения природы, от онтологических проблем к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях в древнегреческой философии связан с деятельностью софистов. [7]
Понятие окружающая среда является более широким, поскольку не ограничивается рассмотрением человека только как биологического организма. Его содержание включает естественные экосистемы, природные компоненты ( воздух, вода, почвы, животный мир, растительный мир), территорию, ландшафты, природные, исторические, культурные памятники и другие материальные объекты, оказывающие влияние на качество жизни, жизнедеятельность и здоровье человека. [8]
Германии, прежде чем дойти, в лице Фейербаха, до рассмотрения действительного человека, старалась разделаться со всем определенным и существующим при помощи принципа самосознания, - подобно этому разрушительная критика во Франции старалась достигнуть того же при помощи принципа равенства. [9]
В этой концепции отражен характерный для капиталистического строя антагонизм личности и об-ва. Рассмотрение человека только как личности, отрицание его сущности как совокупности общественных отношений, неизбежно приводит философов-экзистенциалистов к ненаучным и реакционным выводам. [10]
При синтезе АСУ следует учитывать, что они являются системами человеко-машинного типа. Рассмотрение человека как звена автоматизированной системы является весьма сложной и самостоятельной проблемой. [11]
В этой концепции отражен характерный для капиталистического строя антагонизм личности и об-ва. Рассмотрение человека только как личности, отрицание его сущности как совокупности общественных отношений, неизбежно приводит философов-экзистенциалистов к ненаучным и реакционным выводам. [12]
Таким образом, в изменении положения человека в производстве конкретно проявляется диалектика классового и общечеловеческого, отражающая коренные преобразования в развитии производительных сил, общественном разделении труда, с одной стороны, и специфику производственных отношений - с другой. Такой же диалектический подход необходим и при рассмотрении человека качестве конечной цели производства. [13]
Второе возражение против использования вероятностных моделей в науках, изучающих поведение человека, связано с неправильным пониманием роли вероятности в моделях. Часть ученых до сих пор разделяет мнение, что рассмотрение человека как представителя некоторой массовой совокупности, как индивидуума, чьи реакции описываются вероятностным законом, эквивалентно лишению его индивидуальности и свободы выбора. В действительности же именно индивидуальность человека и непредсказуемость выбора диктуют то, что поведение его должно описываться в вероятностных терминах. Использование вероятности в модели вовсе не означает, что каждый индивидуум определяет свое поведение с помощью какого-то датчика случайных чисел. Оно означает только, что поведение группы выглядит так, как будто бы индивидуумы действительно пользуются случайными датчиками. Функция вероятностных понятий в модели - это описание наблюдаемой вариабельности реакций. Никакого отношения к ограничению свободы выбора, к принуждению над индивидуальностью субъектов исследования введение этих вероятностных понятий не имеет. Единственной альтернативой вероятностному подходу является подход детерминистский, и именно он лишает человека индивидуальности. При описании массовых явлений в больших коллективах детерминистские модели, явно упрощенно описывающие поведение одного субъекта, оказываются очень продуктивными в применении к группе. [14]
Положения о том, что поведение человека социально детерминировано и что сам он является объектом социальных отношений, т.е. действий, идущих со стороны общества и его институтов, составляют, как уже говорилось, только часть проблемы взаимодействия человека и общества. Другая часть касается воздействия человека на общество, предполагает рассмотрение человека как субъекта общественных отношений. Это означает, что человек одновременно должен рассматриваться в качестве активного действующего лица, способного изменять и постоянно изменяющего среду своего обитания. [15]